Лед тронулся
Намерение президента Дональда Трампа присоединить к США Гренландию вызвало большой переполох. Эксперты наперебой начали искать причины такого экстравагантного заявления, вспоминая о возможных ресурсах полезных ископаемый в недрах и на шельфе северного острова, а также о его выгодном географическом (можно даже сказать, геополитически важном) положении. Но главное – не те или иные прогнозные показатели добычи нефти, газа или редких металлов, а то, что американский лидер фактически открыл новую, горячую фазу борьбы за Арктику в целом. И это крайне важный сигнал для России.
Да, в последние годы немало было написано и сказано о значении Арктики для России. Если верить «Яндексу», то число цитирований знаменитой фразы Ломоносова – «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном» – приближается к миллиону. Этот регион постоянно находится в фокусе государственной политики, там реализуется большое число и госпрограмм, и коммерческих проектов. В частности, создано само понятие «Арктическая зона РФ», площадь только континентальной части которой составляет 4,75 млн кв. км (а с учетом морской акватории превышает 9 млн кв. км). Для сравнения: площадь Гренландии равняется 2,17 млн кв. км. В конце прошлого года правительство РФ утвердило Стратегию пространственного развития России на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., в которой на Арктике сделан особый акцент.
Однако создается впечатление, что этот богатейший регион, несмотря на меры господдержки и активную пиар-кампанию, все же в последние годы оттесняется на периферию общественного внимания. Призывы сделать паузу в освоении Арктики звучали и раньше, причем даже из уст влиятельных политиков и государственных деятелей, которых никак нельзя заподозрить в отсутствии патриотизма. При этом использовался главный аргумент, который подспудно господствует и в массовом сознании: «А зачем?».
Действительно, чаще всего необходимость освоения Арктики обосновывалась наличием там огромных ресурсов углеводородного сырья – согласно оценкам, в российском секторе Арктического региона сосредоточена четверть отечественных запасов жидких углеводородов и свыше 70% газа. Их совокупная стоимость может достигать $20 трлн! Но не все так просто. Во-первых, достать эти ресурсы – задача нетривиальная, требующая огромных инвестиций и, главное, передовых технологий. Еще до введения западных санкций подступиться к ее решению было непросто, так как нигде в мире не существует опробованных технологий добычи нефти и газа в опасных ледовых условиях. Тут многое надо начинать с нуля и собственными силами.