«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»
Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес
![](https://cs.kiozk.ru/content/gjf/tpw/muh/zqswnbxxl53z6f0igvkaghe/art/102662/q5ze8j12.jpg?v=1&temp_url_sig=sfMI9yZqfdpc4QNhJ2cmHQ&temp_url_expires=1739368611)
Изначально эта история была про другое. Ровно год назад, четвертого февраля, в «Монокле» вышел репортаж из Иркутска «Хочешь жениться — построй завод» о бывшем летчике военно-транспортной авиации Александре Горине, который создал завод гусеничной техники, выпускающий вездеходы. В эти новогодние каникулы я был в Иркутске, мы встретились, и я спросил, что нового в столице Восточной Сибири. Он рассказал о своем: «Есть очень хороший мужик, выпускающий квадроциклы и вездеходы на переломной раме. Недавно построил второй завод в Белоруссии и скоро станет лидером в своем сегменте». Мы познакомились с «хорошим мужиком» Александром Чубаковым, чтобы написать репортаж с рабочим названием «Иркутск — город вездеходов», но в процессе узнали удивительную историю, дающую ответы на главные вопросы человека, стоящего на пороге открытия собственного бизнеса: как найти идею, чем заниматься, как ее развивать, как масштабировать свой разрастающийся бизнес. И главное, можно ли при этом оставаться счастливым.
![](https://cs.kiozk.ru/content/gjf/tpw/muh/zqswnbxxl53z6f0igvkaghe/art/102662/aj3sadn4.jpg?v=1&temp_url_sig=oOSxxIPDHKzRDX2pXlGVIA&temp_url_expires=1739368611)
Было у Иванушки три волшебных камушка…
В новогодние праздники 2020 года Александр Чубаков сидел дома и мрачно размышлял, чем заняться. По всему выходило, что можно уже успокоиться. Его карьер добывал руду для его бетонного завода, завод работал не только для внутренних нужд, но и во благо местных потребителей. Внутренние нужды тоже были полностью закрыты: подъездные пути к его рынку в центре города восстановлены, ремонтные работы в торговом центре и сети магазинов закончены. Бизнес-империя, построенная с нуля за полтора десятка лет в родных Заларях, была в полном порядке. Стоимость всех его активов на тот момент оценивалась приблизительно в сто миллионов рублей. Больше в райцентре, расположенном в двухстах километрах к северу от Иркутска, заниматься было нечем. Можно было устроить первый в жизни официальный отпуск.
Александр — обычный мужик из российской глубинки, и он искренне не понимает, зачем на отдых надо ехать в Турцию или Таиланд. Отдых — это охота и рыбалка. Питомник охотничьих западносибирских лаек, четыре года подряд бравший призовые места по области, требовал отдаленного выгула и дрессировки в поле. Оставалось забраться как можно дальше — в таежную глушь. Для этого не хватало только одного — хорошего вездехода-квадроцикла. И он полез на «Авито».
Ближайшие квадроциклы отечественной фирмы «Сокол» нашлись в Новосибирске. За базовую комплектацию просили 600 тыс. рублей. Александр дозвонился, отдал миллион за хорошо «фаршированную» модель и попросил собрать машинку ко своему дню рождения в марте — решил сделать себе подарок. Но март прошел, началась пандемия коронавируса, заказ повис. Рама была уже сварена, запчасти закуплены, но собирать квадроцикл было некому. Раздраженный постоянными звонками продавец как-то сказал: «Так-то пандемия кругом. Форс-мажор. Я вообще могу тебе ничего не отдавать». Александр сел в грузовик, приехал в Новосибирск, забрал комплектующие на свой квадроцикл и запчастей еще на два, как компенсацию морального ущерба и амортизацию за самовывоз.
Приехав домой, он собрал, как детский конструктор, первый вездеход и погнал кататься по тайге. Приехал в гости друг. Посмотрел и говорит: «Дай покататься!» Покатался и говорит: «Продай!» Сторговались за минималку, 550 тыс. рублей, а Александр пошел в гараж, собирать себе другой «квадрик» из новосибирских запчастей. Не успел собрать, как в ворота уже настойчиво долбился следующий покупатель: «Видели Васю на твоем вездеходе. Хотим такой же. Но лучше. Сделаешь с блокировкой дифференциала моста, для повышенной проходимости?» Александр вздохнул и полез в ящик с запчастями за «допами» (дополнительным функционалом). Сторговались за 600 тыс. рублей.
![](https://cs.kiozk.ru/content/gjf/tpw/muh/zqswnbxxl53z6f0igvkaghe/art/102662/ox9xijmj.jpg?v=1&temp_url_sig=2O_b9q97lAv6POIwyPn8qQ&temp_url_expires=1739368611)
«Все, третий точно себе! Никому и ни за что!» — твердо решил Александр. Докупил недостающих уже к тому времени деталей и снова засел за сборку. Сделал по максимуму: с мощными колесами, полным освещением, со всеми блокировками — зверь-машину. В тот день, когда он выгнал ее, полностью заряженную, заправленную и красивую, как новогодний подарок под елкой, во двор и уже примеривался вскочить в седло, в ворота снова деликатно постучались. Пришел его знакомый Евгений Мирошин, начальник базы в Иркутске, человек заслуженный и уважаемый. Посмотрел на «квадрик» и попросил: «Можно прокатиться?» Сделав круг по околотку, он вернулся во двор и говорит, показывая паспорт: «У меня сегодня день рождения. Шестьдесят лет, юбилей. Я искал себе подарок. И я его нашел. Продай. За любые деньги. Не все меряется деньгами».
Третий квадроцикл Александр продал за 700 тыс. Новый хозяин выводил его за ворота, проталкиваясь сквозь толпу новых покупателей, требовавших новых квадроциклов в личное пользование. На горизонте отчетливо маячил призрак нового бизнеса. Что называется, хорошо отдохнул…
Масштабирование детских увлечений
Заларинский район славился тремя градообразующими производствами — Тыретским солерудником, двумя угольными разрезами и лесообработкой (название Залари происходит от бурятского «аларь» — «лесок в степи»). Но своего будущего в этих профессиях Александр не видел. Перед Сашкой Чубаковым никогда не стояло вопроса, чем он будет заниматься в жизни: забот хватало. Простой сельский парень, он с детства помогал отцу и старшим братьям по хозяйству. Пас коров, косил траву, возил сено на трехколесном мотике «Муравей-2м» с кузовком. В третьем классе ему подарили велосипед «Школьник» — привезли из Ленинграда. Он как-то очень быстро сломался и был отправлен на стену в гараж. Спустя два года, когда Сашка учился в пятом классе, велосипед попался ему на глаза, и он решил его отремонтировать. Полностью разобрал, понял причину поломки (переставил тормозные колодки и заменил подшипники в педальном узле), и снова вскочил в седло. Но далеко не уехал — понял, что ему нравится возиться с механикой, делать что-то своими руками, восстанавливать сломанное. Поскольку у друзей велосипеды ломались часто, недостатка в работе и запчастях не было. Сашка покупал «велики» по цене лома, за 50 рублей, перебирал ходовую часть, докупал необходимые детали и новые колеса — себестоимость восстановления выходила порядка 150 рублей. А продавал их как новые, за три сотни. Маржинальность — 100%.
Когда доходы превысили размер необходимых оборотных средств, Александр уже подрос и увлекся мотоциклами — ассортимент услуг этого полулегального сервиса обслуживания двухколесной техники естественным образом расширился. Это был конец 1990-х, но проблем с рэкетом не возникало — при необходимости два старших брата могли объяснить всем недовольным, что руками нужно работать, а не размахивать. Братьев в Заларях уважали и с претензиями не лезли. К выпускному в школе Александр не столько катался, сколько ремонтировал.
«Деньги шли на запчасти, в рост. Я их не хранил, не копил. Не помню, чтобы я тратил их на себя или что-то мечтал купить и на это зарабатывал. Появилось больше денег — стал заниматься мотоциклами. Собирал, сам гонял, менял, продавал. В то время были в ходу бартерные схемы. Соберешь мотоцикл, погоняешь, надоест — поменяешь на что-то новое. Как таковых денег много не было, а то, что было, шло на запчасти», — вспоминает Александр.
В 2000 году, окончив школу, он продал любимый мотоцикл «Урал», откатав на нем всего одно лето (мотоцикл ему подарили родители на выпускной), и уехал получать высшее образование в Иркутск. Вырученные три тысячи оказались хорошей «инвестицией в будущее» — он добавил столько же и купил свой первый компьютер. «Урал» было жалко, но он понимал: мотоцикл с собой в Иркутск не потащишь и по городу на нем не поездишь, а компьютер был реально необходимой вещью.
Поступил в железнодорожный институт, не сомневаясь, что и это не дело его жизни. Выбор института — строительный или железнодорожный — решился в пользу того, который был ближе к дому: в Иркутске он жил на квартире у дядьки. Учеником был нерадивым, злостным прогульщиком, потому что всегда работал: сначала год «таксовал» на машине друга, потом получил разрешение на газовое оружие и пошел в охрану. Это была единственная работа по найму в его жизни — просидев полгода на проходной, он с облегчением ушел в бизнес и с тех пор всегда работал только на себя.
Очень быстро Александр понял, что конструктивно «пентиум» мало отличается от велосипеда: его можно было разобрать, поменять детали, сделать более мощным. Он добавил оперативной памяти, переставил жесткий диск — а от таких манипуляций всегда оставались лишние «запчасти». Докупив комплектующих, он собрал еще один компьютер — уже на продажу. Стал заниматься этим профессионально и на четвертом курсе открыл свой первый магазин. В это время в стране в свободном доступе появились сотовые телефоны — они органично влились в ассортимент магазина, спрос постоянно рос, и к моменту получения диплома о высшем образовании Александр оказался владельцем четырех магазинов оргтехники в Заларях.