Человек уже не тот
Почему наш мозг становится меньше, а некогда полезные гены теперь разрушают психическое здоровье? Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству?

Человек, непокорное дитя биосферы, создал себе собственную среду обитания. Вид, происходящий из африканских субтропиков, населил все широты вплоть до арктических – и приспособился к скудному солнцу и холодам. Рацион уже тысячи лет определяется не дарами природы, а сельским хозяйством. И даже вдыхаемый воздух стал другим еще задолго до промышленной революции: в пещере с вечно горящим костром или курной избе он куда грязнее, чем в самом загазованном мегаполисе.
Было бы странно, если бы все это не отразилось на наших генах.
Мозг уменьшается, а интеллект?
Наверное, самая интересная тенденция в эволюции нашего вида – уменьшение мозга. До этого всю долгую эволюционную историю человечества мозг либо рос, либо стагнировал. Судя по строению черепа, Homo habilis, первый представитель рода Homo, имел мозг объемом 600 кубических сантиметров (у нас сейчас – вдвое больше), постепенно он увеличивался. Однако 12 тысяч лет назад, с наступлением нынешнего межледниковья, мозг H. sapiens стал «таять» – уменьшился на 10% у мужчин и более чем на 17% у женщин.
Изменения коснулись не только мозга. За последние 12 тысяч лет люди вообще заметно измельчали, потеряв 10% роста и пятую часть веса. Весь человеческий скелет стал меньше и тоньше. Видимо, эти изменения затронули и череп.

Исследователи не знают точно, почему это произошло. Среди возможных версий – тот очевидный факт, что ребенка с крупной головой тяжелее рожать. Наверняка к уменьшению человека «приложил руку» и смягчившийся климат: больше не нужно быть массивным, чтобы сохранять тепло.
Стали ли мы глупее из-за уменьшения мозга – вопрос, на который никто не даст точного ответа. У нас нет младенца «образца 12000 года до н. э.», чтобы вырастить его в современном обществе, отдать в школу и замерить интеллект в совершеннолетие. Возможно, мозг стал более компактным, не потеряв в способностях. А может быть, интеллектуальный потенциал охотников на мамонтов действительно был выше нашего, но весь уходил на выживание в суровой тундростепи.
Есть ли в нас гены потерянных человечеств?
У всех людей, кроме коренных жителей Африки к югу от Сахары, 2–3% генома – неандертальские (Homo neanderthalensis – ближайший к нашему вид из того же рода Homo). Это не оставляет сомнения, что от 50 до 60 тысяч лет назад неандертальцы и Homo sapiens скрещивались между собой. Жители Европы должны поблагодарить неандертальцев за свою холодостойкость. Более того, неандертальские люди «наградили» нас вариантами генов, отвечающих за более светлую кожу, а также за способность лучше усваивать жиры.