Два Гуся, две светлые постройки
Стеклодувно-железоделательные выходные недалеко от Москвы
![](https://cs.kiozk.ru/content/8nm/xzo/cwi/vq6lyyvmvrwia3sukkfudef/art/102729/npiimui8.jpg?v=2&temp_url_sig=psaEsdajPczgwsuXyjiyUw&temp_url_expires=1739551011)
Маршрут путешествия на два дня в два города с забавными названиями — за промышленными, человеческими и совсем не человеческими историями, в том числе про два очень необычных собора.
От Гусь-Железного до Гусь-Хрустального на машине ехать часа полтора. От Москвы до каждого из них — часа четыре.
Чугун
Гусь-Железный в Рязанской области сегодня имеет статус поселка городского типа. И выглядит соответственно — частная одноэтажная застройка, сетевые продуктовые с пластиковыми фасадами. Если бы не он — белокаменный, огромный. Часто говорят «собор». Но это церковь — Троицы Живоначальной. Построена, как указывают многие источники, в редком для России стиле псевдоготики с элементами барокко и классицизма. Архитектор неизвестен. Но ученые предполагают, что это либо Василий Баженов, либо уроженец Касимова и автор тамошних внушительных торговых рядов Иван Гагин.
Перед собором на поселковой площади — темная стела с изображениями двух мужчин. Указаны имена: Иван и Андрей Баташевы. Братья происходили из рода тульских промышленников. Жизненные перипетии привели их на берег реки Гусь, здешние окрестности изобиловали железной рудой. А местные леса являли собой источник топлива для производства. Так в 1758-м на реке Гусь выросла плотина и развернулось литье чугуна. Рос поселок. Рядом отстроилась усадьба Андрея. Свои богатства он приумножал, запуская заводы и в других российских городах. И слава о них гремела. Как и о лютом нраве хозяина. Все, что будет сказано про него дальше, требует примечания «хотите верьте, хотите нет». Говорят, он держал работавших на его заводе крестьян в ежовых рукавицах и при любом удобном случае пытал в подвалах своей расположенной по соседству с цехами гигантской усадьбы, а мог и замуровать там же на веки вечные в наказание. Говорят, те самые подвалы представляли собой разветвленную систему тайных ходов, в которых скрыты и поныне огромные богатства, потому что был он еще и фальшивомонетчиком. Говорят, был он охотником до женского пола, только брак официально заключал трижды, а местных крестьянок опозорил и довел до самоубийства