На пути к Иудейской войне
Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа, правитель Галилеи. Как правило, Ирод в Евангелиях – это Ирод Антипа, сын Ирода Великого, владевший четвертой частью отцовского царства (отсюда его титул – тетрарх). Именно Ирод Антипа, по рассказу Иосифа Флавия, распорядился убить Иоанна Крестителя, обличавшего его правление. По преданию, когда был арестован Иисус, Антипа находился в Иерусалиме, но не вступился за него и позволил казнить своего подданного, хотя тот был задержан властями чужой ему страны.
Молот и тень
Получая власть от почившего отца, Ирод Антипа рассчитывал, конечно, на большее. Он даже отправился в Рим к императору Августу, чтобы оспорить его завещание, посчитав, «что он имеет больше прав на пре стол, чем [его брат] Архелай, так как он был объявлен царем в первом завещании, которое имеет более законной силы, чем написанное впоследствии» (Иосиф Флавий. «Иудейские древности», кн. XVII, IX, 4). Сделал он это без успеха, как и без наказания для себя. Гибкий, словно тростник, Антипа умел настойчиво спорить, не пробуждая обиды в человеке, с ним спорившем. Он также возражал, не навлекая на себя гнева сильнейшего, и смирялся с неудачей, не становясь от этого презренным.
Если Ирод Великий был молотом, бившим по еврейскому народу, то Ирод Антипа – изображением молота, его тенью. Всякий раз, когда у него мог возникнуть конфликт с кем‑то из влиятельных людей в Галилее, этого конфликта так и не возникало. Замахнувшийся молот бездействовал, был так же неопасен, как собственная тень.
Всю жизнь Ирод Антипа лавировал между грозным приглядом римлян и неумолчным ропотом правоверных иудеев. Первые многое прощали ему, вторые – ничего. Иудеи ненавидели Ирода Антипу за то, что он хотя бы иногда угождал римлянам.
Влияние римлян в Галилее, впрочем, чувствовалось лишь опосредованно. Они были довольны тем, как Антипа управлял доставшейся ему по наследству страной, и редко вмешивались в его дела. В первые два десятилетия своего правления он проводил взвешенную, умную политику, заботясь о процветании страны и остерегаясь наживать врагов.
Ирод Антипа был блестящим мастером компромиссов. Никто из врагов не мог добиться его смещения, хотя сделать это было, казалось бы, легко, как и свергнуть Архелая, правившего Иудеей, – достаточно было пожаловаться в Рим. Но за все это время он не дал врагам повода для жалоб – он готов был примириться со всеми, кроме полунищих бродяг, обличавших его на пустынных дорогах. Иоанна Крестителя он казнил без жалости еще и потому, что у того не было ни одного влиятельного заступника, ведь в тех нечастых случаях, когда тетрарху представлялась возможность безнаказанно нанести удар, он не колебался – делал это. Сам же долгое время, казалось, мог вырваться из любого капкана.
В тетрархии Антипы
Любимым занятием Ирода Антипы было строительство. Как и его отец, он был Ирод‑строитель.
В Восточной Иордании он заметно расширил и укрепил город Вифарамат (Беф‑Гаран), переименовав его в Юлиаду, в честь жены императора Августа. Иосиф Флавий упоминает об этом городе, который благодаря мерам, принятым Иродом Антипой, превратился в настоящую крепость для защиты от набегов воинственных соседей – набатеев («Иудейские древности», кн. XVIII, II, 1).
В Галилее Ирод Антипа восстановил разрушенный римлянами Сепфорис и основал новую столицу. Как и многие другие мелкие правители той эпохи, он вынужден был заискивать перед римлянами, покорившими большую часть известного тогда мира. Только их расположение позволяло тетрарху сохранить власть над Галилеей, и он всячески пытался заслужить их благосклонность, в том числе посвящая правящему императору эту новую столицу. Ирод Антипа назвал ее Тивериадой (Тиберией), то есть «городом Тиберия». Она выглядела так же пышно, как другие города эллинистического Востока. Это тоже нравилось римлянам.
Вот только Ирод построил этот город на месте заброшенного кладбища. По нормам иудейской религии он считался нечистым. Правоверные иудеи отказывались даже заходить туда.
Если бы ту же нетерпимость проявили римляне, то они отказались бы брать в руки деньги, имевшие хождение при Ироде Антипе. По приказу тетрарха в Галилее началась чеканка новой монеты. На ней была изображена финиковая пальма – символ благополучия и процветания его страны.
Новые монеты свидетельствовали о компромиссе, достигнутом тетрархом в отношениях с римскими властями. Пальма заменила на них портрет императора, поскольку иудейская религия запрещала изображения живых существ – даже на металлических кругляшах монет.
Так что, выказывая внешнюю лояльность Риму, Ирод Антипа не вводил в Галилее римские порядки, дабы сохранить спокойствие в стране. Он уважительно относился к иудейской вере, чтил обычаи и законы и позволял населению, особенно сельскому, ревностно соблюдать обряды отцов.
Еще одним поступком, который засвидетельствовал, что культурная политика Ирода Антипы была хоть отчасти независимой, стал его отказ построить храм, посвященный римскому императору.
Его отец, великий царь Ирод, все-таки не решился перечить римлянам. Храмы в честь императора были возведены им в Кесарии Приморской и Самарии (Себастии). Хитрый же Антипа ограничился тем, что почитал императора лишь во время спортивных состязаний, проводившихся по римскому образцу. В них могли участвовать и евреи, это не возбранялось им.
Гарант стабильности
Итак, в годы правления Ирода Антипы, судя по известным нам фактам, в Галилее воцарилась стабильность. Благодаря свободам, дарованным тетрархом, и тому благодатному миру и покою, что установился при нем, страна стала оплотом иудейской религии. В те же годы Галилея испытала заметный экономический подъем, стала процветать. В стране не было ни народных волнений, ни мятежей сановников.
Римские императоры Август и Тиберий благосклонно относились к Ироду Антипе. Галилея при нем стала частью средиземноморской (римско‑греческой) цивилизации. Это также способствовало ее процветанию.
Однако было много и несправедливого. Немало людей нищало. Затаенное народное недовольство не рассеивалось. Его хорошо улавливали и чувствовали те, чья юность как раз пришлась на эту эпоху «стабильности» и показного благоденствия.
Возможно, при любом другом правителе в Галилее, рано или поздно, вспыхнуло бы народное восстание. Однако Ирод Антипа был человеком умным и хитрым. Он очень искусно сглаживал общественные конфликты. Он умел находить общий язык и со своими подданными, и с римлянами, в отношении которых всегда выказывал лояльность.
Недаром немецкие теологи Герд Тайсен и Аннета Мерц в книге «Исторический Иисус» пишут: «Именно во времена Иисуса [Галилея] была довольно мирной страной, хотя переживала она, конечно, и кризисы» (G. Theißen, A. Merz. «Der historische Jesus», 2011).
Всё изменится лишь во время Иудейской войны, в которую будут втянуты многие населенные пункты Галилеи.