О дозволенном и непристойном

Русский репортерКультура

7 вопросов Михаилу Майзульсу, историку-медиевисту

О дозволенном и непристойном

Саша Васильева

15 ноября были объявлены итоги премии «Просветитель» для авторов лучших научно-популярных книг. «РР» поговорил о чувстве юмора и других чувствах средневековых верующих с Михаилом Майзульсом, одним из авторов книги «Страдающее Средневековье», победившей в номинации «Гуманитарные науки».

1. Как бы вы описали главную тему и идею книги?

В «Страдающем Средневековье» нет сверхидеи, но есть сквозная тема — мы хотели показать, насколько христианская иконография была многолика, изменчива и изобретательна. Насколько сильно меняются от эпохи к эпохе представления о том, что допустимо, а что недопустимо в обращении с сакральными символами. И как в Средние века священное часто смыкалось со смешным, телесным и монструозным.

2. Чего мы чаще всего не понимаем в Средневековье?

Обычно на этот вопрос историки принимаются опровергать «черный миф» о Средневековье как об эпохе культурного упадка, политического беспорядка и научного безвременья. Но я хочу сказать о другом — об условности исторических этикеток, вроде самого понятия «Средневековье». Трудно объять одним словом тысячу лет, от варварских королевств на обломках римского мира до Реформации. Важно помнить, насколько мир, который мы описываем с помощью таких категорий, был разнообразен и изменчив. Мы говорим о «средневековом искусстве» в единственном числе, а лучше было бы использовать множественное.

3. Почему Средневековье именно «страдающее»?

«Страдание» мы унаследовали от названия паблика, который создали Юрий Сапрыкин и Константин Мефтахудинов. У них эта идея родилась, когда на курсе по истории Средних веков обсуждали бесконечные изображения, где палачи-язычники истязают святых. В средневековом христианском искусстве тема праведного страдания — одна из главных.

4. В паблике добавляют смешные фразы в средневековые картинки, меняя контекст. А часто ли в них изначально присутствует юмор?

Сохранилось колоссальное число сатирических образов, изобличающих через смех священников-развратников, монахов-чревоугодников, рыцарей-грабителей, купцов-стяжателей, крестьян-простофиль. Есть и политическая сатира в адрес конкретных государей, пап или монашеских орденов. В средневековой сатире намного большую роль, чем сейчас, играли темы, связанные с телесным низом.

5. Какова роль непристойного в этом юморе?

Нагота, как показал еще Михаил Бахтин, часто служит пародии и пробуждает смех. Нагой монах пускает газы в лицо епископу, кавалеры испражняются на глазах у дам, шут выставляет зад королю… Такие образы зачастую трудно интерпретировать, поскольку они опираются на едва доступную нам устную стихию — поговорки, шутки, игру слов. А крепкое и сальное словцо тогда было в большом почете. Сейчас такой юмор воспринимается как низкопробный или детский, а в XIII–XIV веках он не был уделом простецов — знать и клирики тоже знали в нем толк. На полях Псалтири, которую заказывает какой-нибудь епископ, легко представить изображение клирика, который испражняется в чашу, или монструозного уродца с огромным фаллосом.

6. А в Средние века над самой церковью смеялись?

Сами клирики сочиняли пародийные жития, проповеди, литургии и евангелия. Один из главных приемов пародии — подмена возвышенной церковной лексики низкой, часто связанной с питием: вместо verbum (слово) — vinum (вино), вместо oremus (помолимся) — potemus (выпьем). На полях рукописей, в том числе манускриптов, использовавшихся для богослужения, толпились маргиналии, порой высмеивавшие не только духовенство, но и церковные ритуалы, а порой и таинства.

7. Но разве это не оскорбляло чувств верующих?

Пародии, написанные на церковной латыни, и разухабистые маргиналии в дорогих рукописях — это был своего рода «смех для своих». А потому там многое было дозволено. Когда нравы духовенства высмеивали миряне (и особенно если смех сопровождался серьезной критикой и требованиями в адрес Церкви), уровень допустимого оказывался на порядок ниже. Кроме того, Евангелие в этих пародиях — не объект насмешки, а инструмент, который высмеивает клириков, предавших истинные евангельские заветы. В сегодняшних попытках законодательно пресечь любую иронию по отношению к сакральным символам часто забывают об этом различии.

Фотография: из личного архива Михаила Майзульса

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эффект 14 популярных диет не продержался больше года Эффект 14 популярных диет не продержался больше года

Какая из существующих диет эффективнее всего?

N+1
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
Большие проблемы Вселенной Большие проблемы Вселенной

Астрофизик Геннадий Бисноватый-Коган — о тайнах Вселенной и пути к их разгадке

Монокль
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
Лучшие сериалы про мафию Лучшие сериалы про мафию

Сериалы про мафию: на тот случай, если вы устали пересматривать «Бригаду»

Maxim
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем

Исследование, перечеркнувшее привычную картину: зачем люди приручили огонь

Inc.
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства

Уже со школы наши герои показывали смекалку и предпринимательские способности

Inc.
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году

Технологии искусственного интеллекта покушаются на бизнес поисковых сервисов

Forbes
Вам и не снилось Вам и не снилось

Каким было время, когда снимался легендарный фильм «Вам и не снилось»

Лиза
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне

Астрономы впервые обнаружили суперземлю Kepler-725c в зоне солнцеподобной звезды

ТехИнсайдер
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Сменила балет на «Игрушки»: как Агния Барто стала одной из главных детских поэтесс Сменила балет на «Игрушки»: как Агния Барто стала одной из главных детских поэтесс

История Агнии Барто, одной из главных детских поэтесс в России

Forbes
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
ВТБ поймал волну ВТБ поймал волну

Как проходит пилотный этап

Ведомости
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении