Отличить кролика от шиншиллы
Трудно найти человека, которого не волновало бы качество и безопасность приобретаемых товаров и продуктов. Мы тщательно изучаем этикетки, обращаем внимание на сроки годности и состав продукта, но как узнать, действительно ли шерстяной шарф сделан из шерсти, лисья шуба — из лисы, а молоко — это молоко? Сотрудники и выпускники кафедры товароведения и товарной экспертизы Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (РЭУ) могут ответить на подобные вопросы быстро и доказательно. Это старейшее подразделение вуза было основано в 1907 году — тогда университет назывался Московским коммерческим институтом. Именно здесь зародилось научное товароведение как дисциплина — появились первые в стране учебники, первая монография, выросла научная школа.
Совместить несовместимое
Нас встречает заведующий кафедрой кандидат технических наук доцент Юрий Дмитриевич Белкин. Он с энтузиазмом рассказывает: «Когда кафедра зарождалась, товароведение было описательной наукой. Расширялись товарные предложения, ассортимент товаров, и необходимо было составлять что-то вроде справочников. Начиная с 30—40-х годов ХХ века наступил так называемый технологический этап. Научные исследования были ориентированы на создание новых товаров и разработку передовых технологий, которые позволили бы производить качественную продукцию. В 1990-е годы страна вошла в рыночные отношения, и у нас сразу выросла доля фальсифицированной и контрафактной продукции, в связи с чем мы стали активно развивать методы её выявления».
Наверное, не каждый покупатель знает, чем отличается контрафакт от фальсификата. Оказывается, всё достаточно просто. «Контрафакт — это товар, который использует чужой товарный знак: либо абсолютно такой же, либо сходный до степени смешения — например, ”Адидас” — ”Абибас” и т. д., — объясняет Юрий Дмитриевич. — Фальсификат — это товар, у которого намеренно снижено качество с целью обогащения. Непреднамеренное снижение качества по неизвестным причинам, которое не приводит к безосновательному обогащению, — это не фальсификация».
Особенность кафедры — работа в очень разных направлениях, которые, казалось бы, трудно совместить в одном научно-образовательном подразделении. На кафедре сейчас 36 преподавателей, которые ведут учебные курсы по 20 различным группам товаров — продовольственных и непродовольственных. Студенты овладевают современными методами выявления контрафакта, оценки качества и безопасности товаров — молока и кваса, мехов и фарфора, электронных бытовых приборов… Причём спектр методов весьма широк — от визуальной оценки до сложного спектрометрического и хроматографического анализа и биотестирования. Сотрудники кафедры разрабатывают и новые методики.
«У нас активно развивается анализ с использованием нейронных сетей, то есть уже разработаны технологии, которые позволяют распознавать качество товаров без участия человека. Правда, я убеждён, что в ближайшие 30 лет эксперта по товарам автоматика полностью заменить не сможет», — говорит заведующий кафедрой.
Одиннадцать лабораторий-кабинетов на кафедре специализируются по какой-либо ассортиментной группе товаров. Например, лаборатория продуктов животного происхождения занимается молочными, мясными, рыбными товарами. Есть лаборатория одёжно-обувной продукции, в которой исследуют меха, ткани и т. д. И недавно открыли Институт нутрициологии и здорового долголетия, ориентированный на проблемы здорового питания.
При анализе пищевых продуктов, например молока или винно-водочных изделий, в числе инструментальных методов исследования, помимо «тяжёлой артиллерии», такой, как хроматография (дорогая и требующая много времени), специалисты кафедры используют методы, с помощью которых хотя и нельзя определить полный состав испытуемого образца, но можно быстро ответить на вопрос, подделка это или нет. Что и нужно экспертам при оценке товара.
Так, измерение электропроводности и УФ-спектроскопия изучаемого напитка дают возможность выявить фальсифицированную продукцию с вероятностью 92%. Причём по величине электропроводности можно узнать, на каком заводе был произведён напиток, поскольку на каждом производстве используется вода из конкретной скважины, то есть определённого состава, а значит, с характерной электропроводностью.
А по УФ-спектрам судят, где была произведена коньячная продукция. Да и коньяк ли это вообще. «Мы выявили два кластера спектров, характерных для двух групп коньяков — южной группы (испанский бренди, Дагестан, Грузия) и французской, — рассказывает доцент кандидат химических наук Алексей Евгеньевич Рубцов. — Дело в том, что для их изготовления используют разные сорта винограда и несколько отличающиеся технологии. Для подлинной продукции этих двух групп получены типовые спектры, есть и типовой спектр для фальсифицированных напитков». Чем качественнее коньяк, тем сильнее поглощение в ультрафиолетовой области. Дело в том, что по технологии коньяк должен выдерживаться в дубовых бочках, соответственно в него в ходе выдержки попадают дубильные вещества, которые поглощают ультрафиолет. В случае, если напиток выдерживали не в дубовой бочке, а в дубовой стружке, поглощение в УФ-области происходит неполное. Если же напиток приобрёл коньячный цвет за счёт введения туда красителей, то есть если это фальсификат, поглощения в УФ-области не происходит».
А как узнать, разбавлен сок или нет? На этот случай у экспертов РЭУ им. Г. В. Плеханова есть своя методика: они определяют общее содержание антиоксидантов, используя цветовые характеристики напитка. Ведь общее содержание антиоксидантов меняется при добавлении в сок воды, то есть по этому показателю можно определить, как сильно сок разбавлен. Просто, надёжно и быстро. Причём, несмотря на разную окраску соков, методика пригодна для различных видов соковой продукции, поскольку антиоксидантными свойствами обладают не только антоцианы, содержащиеся в соках красной и фиолетовой окраски, но и редуцирующие сахара, органические кислоты и т. д. Диапазоны варьирования частот для каждого вида соковой продукции, конечно, разные.
Или возьмём растительное масло. Покупая его, мы доверяем написанному на этикетке: это масло подсолнечное, это оливковое, это их смесь, а это — кукурузное. Но как проверить? Оказывается, это можно сделать с помощью экспресс-методов за пять минут. Подобные методы — измерение показателя преломления испытуемого образца и получение ИК-спектров — отработаны на кафедре для жидких жиров. По этим двум параметрам — показателю преломления вкупе с поглощением на конкретных полосах ИК-спектра — отличить одно масло от другого не представляет труда. «Это как сравнить полученный отпечаток пальца с имеющимися в базе», — поясняет Белкин.