Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам

Почему мы так часто недооцениваем предстоящую работу, а потом начинаем ею гордиться и испытывать удовлетворение? Почему нам приятнее покупать мебель, которую мы собираем сами? Все дело в том, как мозг оценивает наши старания и приписывает им особую ценность задним числом. Forbes Life рассказывает о психологическом явлении, которое получило название «парадокс усилия».
Сколько раз вы ловили себя на мысли о том, сколько еще разных дел вам нужно переделать: переклеить плитку в ванной, купленную еще год назад, выучить несколько разговорных фраз на иностранном языке или наконец-то научиться виртуозно управлять таблицами в Excel, как это делает ваша коллега. Вы наверняка догадываетесь, какой обычно является ваша первая реакция при мысли о достижении этих целей? Как правило, это отрицание.
Когда вы ставите перед собой сложную или долгоиграющую задачу, первое, что делает мозг — посылает сигнал о том, что это трудно, долго и смысл вообще за это браться. Однако вспомните, как вы начинаете гордиться собой после того, как все-таки перешагиваете через это состояние и достигаете вожделенного результата. Почему так происходит?
Избегаем, но потом ценим
Исследование, проведенное учеными Калифорнийского университета в Сан-Диего, выявило следующую зависимость: чем больше работы вам предстоит, тем менее привлекательным кажется итог. Однако когда результат достигнут, то мозг повышает ценность затраченных ресурсов. В этом и заключается так называемый «парадокс усилия» — одно и то же действие наш мозг оценивает по-разному. Сначала он делает все, чтобы заставить вас избежать приложения труда, а как только вы переступаете через свою лень, наделяет эти усилия особой ценностью, но — только «задним числом».
Хорошей иллюстрацией для парадокса усилия служит «эффект IKEA», описанный несколько лет назад в исследовании SCP Journals. Согласно исследованию, покупатели наделяют непропорционально высокой значимостью товары, которые они хотя бы частично, но создают собственными руками. Майкл Нортон, ученый из Гарвардской школы бизнеса, вместе со своими коллегами провел эксперимент, призванный понять — готовы ли покупатели платить больше денег за продукт, который потребует от них самостоятельной сборки? Мебельный ассортимент шведского конгломерата как нельзя лучше подходил под эту историю. В ходе эксперимента участникам предлагали собрать предметы мебели производителя, а затем — оценить те предметы, что они собрали самостоятельно, и уже заранее собранную мебель такого же формата.
Результаты превзошли ожидания — участники куда выше оценили ту мебель, к чьей сборке им пришлось приложить руку, и были готовы платить за это. Таким образом, ученые сделали следующий вывод: ценность труда повышается в разы, но только в том случае, когда результат приносил свои плоды, причем как для опытных «сборщиков», так и для новичков. В случае же, если труд не приносил желаемого результата, эффект IKEA попросту не возникал.