Мягкая сила: как бывшие спецназовцы развивают региональную сеть фитнес-студий

Сооснователи сети студий «мягкого» фитнеса The Flex Юрий Кузьмин и Максим Бойко оба из Иркутска, познакомились в армии. В 2016 году Кузьмин открыл в городе студию растяжки и уже через год захотел ее продать. Бойко отговорил друга и предложил партнерство. Вместе они запустили The Flex. К концу 2024-го их сеть насчитывала 12 точек в регионах с общей годовой выручкой 660 млн рублей. В этом году партнеры намерены увеличить их число почти вдвое
«Если бизнес приносит деньги и у него есть потенциал, то не нужно его продавать, нужно заниматься его развитием», — говорит 33-летний сооснователь сети студий «мягкого» фитнеса (тренировки без тяжелого инвентаря) The Flex Максим Бойко. В 2017 году его армейский друг и бывший спецназовец Юрий Кузьмин чуть не продал собственную студию растяжки, посчитав проект слишком «девчачьим». Бойко его отговорил. Сейчас у партнеров 12 фитнес-студий, в том числе по франшизе, в Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Тюмени, Казани, Саратове и других городах. В 2024 году выручка всех точек с учетом роялти достигла 660 млн рублей, утверждают основатели The Flex. В этом году они привлекли инвестиции от бизнес-ангела, чтобы запустить еще десять собственных филиалов. Один из них, флагманский, будет в Москве.
Девчачий бизнес
Юрий Кузьмин рос без отца. Поэтому первое время, пока не появился отчим, в его воспитании участвовал дядя-военный. Когда племяннику было 10 лет, он отправил его в секцию по кикбоксингу. Кузьмин в единоборствах преуспел. В 16 лет подросток уже помогал тренеру вести занятия по кикбоксингу для иркутских детей. В 24 года, к 2016-му, за спиной предпринимателя был диплом преподавателя по боксу Училища Олимпийского резерва и год службы в армии в отряде спецназа Главного разведывательного управления (ГРУ).
Тренерскую деятельность Кузьмин совмещал со службой по контракту в региональном подразделении (СОБР) за 40 000 рублей в месяц. Туда он попал неслучайно. В 19 лет у него умер отчим, который вместе с его мамой развивал сеть супермаркетов в Иркутске. После этого дело рухнуло, маме потребовалась финансовая помощь, и Кузьмин, снова по совету дяди, пошел на службу. Там он на протяжении трех лет по три-четыре раза за день выезжал на поимку «особо опасных преступников» — серийных насильников, членов ОПГ, террористов. На его памяти было больше сотни задержаний.
В начале 2016 года к нему обратились родители тренировавшихся у него детей с просьбой и для них проводить растяжку, которая входила в занятия по кикбоксингу. Он согласился. На первую тренировку в том же центре пришло всего два-три человека, однако Кузьмин решил продолжить: он посчитал, что если снять отдельное помещение и запустить рекламу, можно привлечь новых клиентов.
Предприниматель купил за 3000 рублей несколько ковриков, еще за 500 рублей запустил таргетинг в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и нанял тренера из знакомых иркутских гимнасток. На занятия по растяжке и фитнесу сразу записались около 30 человек. Они заплатили по 2500 рублей за восемь занятий в месяц. На заработанные деньги Кузьмин смог оплатить аренду подвального помещения в Иркутске — 70 000 рублей.
Число клиентов росло. Спустя полгода ежемесячная выручка студии Кузьмина «Шпагат» достигла 100 000–150 000 рублей, а прибыль — 30 000–50 000 рублей. Спрос на занятия предприниматель объясняет модой на растяжку в те годы. Его слова подтверждает основательница сети фитнес-студий Reshape Яна Репринцева: тренд пришел на смену «агрессивному бодибилдингу», популярному в 1990–2000-х. «В отличие от силовых тренировок, растяжка делает мышцы более рельефными и плавными, поэтому у девушек в России и СНГ появился интерес к этому направлению», — поясняет она.
К началу 2017 года выручка студии достигла 300 000 рублей в месяц, в команде работали администратор и пять тренеров. Однако Кузьмин решил, что проект ему не подходит: «Я спецназовец, а тут все девчачье». Он выставил студию на Avito за 700 000 рублей, на которые собирался купить белую BMW Х3, и даже нашел покупателя. Но в дело вмешался сослуживец и друг Кузьмина Максим Бойко, тогда работавший менеджером по продажам в алкогольной компании Maxxium Russia. Посчитав «Шпагат» перспективным бизнесом, он предложил сохранить его и развивать совместно. Кузьмин согласился. Так, Бойко вложил в бизнес свои накопления: 200 000 рублей — на открытие второй студии, 100 000 рублей — на развитие первой.
За год партнеры нарастили ежемесячную выручку двух студий «Шпагат» до 600 000 рублей, а прибыль — до 200 000 рублей. Заработанное делили пополам. В 2018 году они пригласили в проект мастера спорта по художественной гимнастике Анну Давыдову и предложили ей стать лицом бренда. Спортсменка в беседе с Forbes вспоминает, что тогда как раз начинала тренерскую деятельность, поэтому предложение оказалось кстати. «Это был масштабный, очень личный и осознанный труд, в который я вложила все свое знание, сердце и опыт», — признается Давыдова.