Afternoon Seasons of lifeРепортаж
Доктор ниндзя
Жимба Данзанов, доктор тибетской медицины, вырос в Тибете, покорял волны Атлантики, прием ведет в Москве, на Сивцевом Вражке. Он уверен, что дожить до 120 лет реально уже сегодня. Для этого надо просто заботиться о своем теле, как о храме души.

У доктора Жимбы было необычное детство. Детство, проведенное в пути. Из бурятской деревни во Внутренней Монголии в тибетский монастырь, один, другой, третий, в Улан-Удэ и Петербург. Пешком, на повозке, автостопом, на поезде, самолетом. Иногда в одиночку, почти всегда — с дедушкой, Гэлэг Балбар-ламой.
Жимба жил с дедушкой, который не был ему родней, но стал самым близким человеком и учителем с того момента, как тот взял 10‑месячного малыша на воспитание у мамы Жимбы, тогда совсем еще юной 17‑летней девочки. Балбару было предписание от одного почитаемого ламы усыновить младенца, дать ему имя Жимба и передать дело своей жизни.

Это Балбар научил Жимбу старомонгольскому языку, показал, как собирать лечебные травы, подсказал, как найти свое место среди людей. Как получать удовольствие от учебы, от разговора, от бега. Как не роптать на материальный дискомфорт, непогоду, усталость. Какую профессию выбрать своей и с чего начать к ней готовиться. Как делать пульсовую диагностику и какие дозировки трав выписывать от разных недугов. Балбар научил Жимбу принятию, мудрости, жизнелюбию.
Про дедушку, который стал Жимбе самым дорогим родственником и духовным наставником, есть много историй, которые похожи на притчи. Когда Жимба рассказывает их, его улыбка зажигается силой воспоминаний и зажигает улыбки слушателей. Проверила на себе. Все время разговора я сидела рот до ушей. Дедушку представляла себе как родного. Доброго, мудрого, надежного.
«В детстве мы с дедушкой много ходили пешком, особенно когда жили в Тибете. Летом и осенью мы собирали лечебные травы, а зимой и весной дедушка ходил лечить людей в соседние деревни. Он и роды принимал, и переломы лечил, всем помогал! И всех знал. Бывало, приходит в семью, и выясняется, что он присутствовал еще при рождении главы семьи. Он был знающим и уважаемым человеком. Когда жили в храме, мы с дедушкой совершали кору — обход большой территории храмового комплекса. Расстояние могло быть километр-полтора. Три обхода утром, три вечером — вот 9–10 километров в день и набиралось, иногда в гору».