Реактивный рост
Стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес. Они смогли решить проблемы с логистикой и заменить ушедших с российского рынка иностранных производителей

Совладелец компании Appsciencе Александр Панов протягивает обозревателю «Ведомостей» две капсулы, синюю и красную, чтобы эффектно повторить узнаваемый кадр из фильма «Матрица». Рядом с ним коробочка с промышленными образцами оболочек для препаратов на любой цвет. Компания продает их производителям лекарств и биологически активных добавок (БАД). «Цвет – это и маркетинговая составляющая для производителя, и комплаентность для потребителя: за определенным днем недели можно закрепить свой цвет препарата, чтобы не перепутать, когда какой из них нужно принимать. А также разграничение по типу продукта – халяльные, веганские и др.», – поясняет Панов. Капсулы – один из самых успешных продуктов сырьевого направления бизнеса Appsciencе, которая начинала с экспресс-доставки химических реактивов в пандемию, а после 2022 г. расширила бизнес и запустила доставку сырья. По оценкам основателей, сейчас новое направление приносит 40% всей выручки.
Их связала химия
Создатели Appsciencе – Игорь Яременко, Максим Пустовалов и Марсель Гумеров – познакомились во время учебы на химическом факультете МГУ.
В 2017 г. Гумеров и Пустовалов начали развивать собственный проект, который выступал посредником между наукой и бизнесом. Когда компаниям нужна была химическая услуга или экспертиза (провести анализ состава, синтезировать вещество, разработать методологию), начинающие предприниматели подбирали исполнителей, которыми зачастую становились их однокурсники. Клиентов искали через знакомых. «Сейчас это называется модным словосочетанием «технологический брокер» и очень популярно, а когда мы начинали, не было распространено», – говорит Пустовалов.
Параллельно с проектом партнеры работали по найму: Пустовалов занимался венчурными инвестициями в «Северстали», а Гумеров – IT-продуктами в ГК ПИК.
К лету 2020 г. они зарегистрировали юрлицо и решили полностью сфокусироваться на собственном бизнесе, превратив его в химический маркетплейс для заказчиков и исполнителей. С этой идеей партнеры прошли акселератор United Investors и собирались привлекать инвестиции.
В компанию как равного партнера (у каждого по 33,3% в ООО «Лайф сайнс», согласно СПАРК) позвали Яременко, который взял на себя развитие бизнеса, продажи и наем сотрудников. Гумеров отвечал за IT-решения и финансы, а Пустовалов – за всю операционную деятельность.
В ходе работы над IT-составляющей проекта от формата маркетплейса отказались, рассудив, что он требует больших вложений денег и времени. Команда занялась перепродажей химических веществ и продолжила развиваться на собственные средства.
Партнеры пришли к выводу, что самые сложные заказы должны быть у фармкомпаний, и решили сфокусироваться на этом рынке. Первыми клиентами были Московский эндокринный завод, «Петровакс», «Р-фарм». А спустя год-полтора стартап работал со всеми фармкомпаниями, вспоминает Яременко.
«Для отдельных позиций, от которых зависит срок разработки новых лекарственных препаратов, максимально оперативная контролируемая поставка химических реактивов и расходных материалов является крайне важным фактором», – отмечает представитель компании Biocad, которая также сотрудничает с Appsciencе. Одним из клиентов стартапа была компания «Генериум», запустившая производство первой вакцины от коронавируса «Спутник V». Appsciencе поставляла ей белки, пептиды и делала синтез под заказ, рассказывает сооснователь.
В ходе работы стартап столкнулся с ситуацией, когда запросов от клиентов было много и химики не успевали синтезировать необходимое вещество в оговоренный срок. Чтобы сохранить репутацию перед клиентом, команда стала искать альтернативы и в результате пришла к работе с зарубежными поставщиками (из США и Европы). Стоимость получалась выше из-за логистических наценок, замечает Яременко.
Стартап также сотрудничал с другим производителем вакцин – фармацевтической компанией «Петровакс», которая в разгар пандемии намеревалась локализовать китайскую вакцину от коронавируса. Осенью 2020 г. компания обратилась с заказом на порядка 20 разнообразных позиций – «от раковых клеток летучей мыши до какого-то соляного раствора». Часть из них нельзя было синтезировать в лаборатории. Заказ смогли доставить за четыре недели. Стартапу, который работает по постоплате, он обошелся в 2 млн руб., вспоминает Гумеров.
Согласно данным СПАРК, за 2020 г. компания выручила 10,4 млн руб., а ее прибыль составляла 4,5 млн. К следующему году она кратно увеличила финансовый результат: выручка достигла 400 млн руб., а прибыль – 11,5 млн руб. К концу 2021 г. в ней работало около 35 человек.