Чавчавадзе

Один из известнейших грузинских родов сыграл важную роль и в российской истории. После того как в 1783 году представитель семейства Чавчавадзе поставил свою подпись под договором о протекторате России над грузинским царством Картли-Кахети, грузинские князья прочно вошли в элиту империи. Многие из этого рода прославились на военном поприще и не только. С фамилией Чавчавадзе также связана одна из самых трагических историй любви XIX столетия.
В XV-XVI веках Грузия переживала не лучшие времена: единое Грузинское царство, ослабленное вторжениями монголов и Тамерлана, распалось под влиянием междоусобиц. На его месте появилось три независимых царства — Картли, Кахети и Имерети, а также княжество Самцхе. На фоне этих событий складывались новые центры силы и появлялись влиятельные роды, одними из которых стали Чавчавадзе. Откуда они пришли в Кахети, доподлинно неизвестно (как обычно, у историков есть разные теории на этот счёт), но семейству удалось быстро закрепиться среди высшей аристократии. Уже в конце XVI столетия один из представителей Чавчавадзе по имени Язон получил должность сахлтухуцеса — визиря, ведавшего делами кахетинского двора.
Раздробленная Грузия оказалась лакомым куском для сильных соседей — османов и персов. В первой половине XVII века активную борьбу против персидского господства вёл царь Кахети и Картли Теймураз I, бок о бок с которым сражались многие из рода Чавчавадзе. Хотя грузинский правитель добился определённых успехов, на глобальную расстановку сил это повлияло мало, и две исламские державы по-прежнему доминировали в Закавказье. В следующем столетии свои позиции там заметно усилила Россия: в 1783 году это привело к заключению Георгиевского трактата о протекторате Петербурга над объединённым царством Картли-Кахети. Подпись под договором поставил генерал-адъютант царя Ираклия