Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ruБизнес

Ольга Звагольская

Текст Яна Милорадовская. Фото Анастасия Нагога

Серьги MERCURY, коллекция Miss Russia, колье MERCURY, коллекция Classic, топ JACOB LEE

Выпускница школы искусств Masters по специальности «арт-менеджмент», юрист и магистр конституционного права в анамнезе, Ольга Звагольская с мужем, IT-гуру Дмитрием Гачко, купили особняк на Литейном проспекте. Теперь это «Третье место» — мультифункциональное пространство, где проходят выставки, кинопремьеры и целая ярмарка молодого искусства Third Place Art Fair (участвуют не галереи, а сами художники, и свой арт-объект может купить каждый — цены демократичные!). Прямо сейчас одну из самых красивых площадок Петербурга ждет редевелопмент: в доме Нарышкина — Лопухиных — Победоносцева откроется культурный центр, ресторан высокой кухни и отель.

Как креативный редевелопмент заземляет лидеров IT

Культурное пространство «Третье место» занимает один из красивейших домов в Петербурге — с потрясающей сохранностью. И как вы нашли такую недвижимость?

У моего мужа — и по совместительству партнера по семейному IT-бизнесу ITG — Дмитрия Гачко есть хобби. После насыщенного рабочего дня он любит посидеть в ЦИАНе, посмотреть предложения по симпатичной недвижимости. Там он и увидел объявление о продаже особняка Лопухиных — Нарышкина.

И рука как-то сама собой потянулась в карман за портмоне.

Почти так и было! Когда мы продали наш облачный бизнес компании МТС и у нас появились свободные деньги для инвестиций, особняк буквально встал перед нашими глазами и потребовал рассмотреть возможность его покупки.

Какая мотивация была сделать эту не самую очевидную инвестицию в 350 миллионов рублей?

Люди из IT-сферы занимаются чем-то эфемерным, что невозможно пощупать, — поэтому им нужно заземляться. Так что каждый айтишник, который заработал, сначала откроет ресторан, а потом отель — чтобы можно было потрогать стул, стол и сказать: да, вот оно, мое!

А вы решили потрогать целый особняк!

На самом деле здесь, на Литейном, 62, — целый комплекс зданий и поздних пристроек. Есть охраняемая часть — особняк и его парадные залы. А есть неохраняемая, которую муж и рассматривал под отель: мы уже запустили гостиничную сеть Faces в исторических зданиях, и муж искал недвижимость для расширения. Дима спросил: займешься залами? А я как раз заканчивала обучение по программе «Арт-менеджмент» в школе искусств Masters и, конечно, подумывала о галерее: мол, буду делать выставки в белом кубе, чистеньком и идеальном. Так что это был вызов!

Также ты: вековая пыль в особняке Нарышкина.

Мое воображение рисовало: отреставрирую все за год-полтора — и буду делать красиво, как нас в Masters учили. Прошло пять лет, смотрю на себя и думаю: да как же можно быть такой наивной-то?

Мне кажется, если бы вы не были, скажем так, романтично настроены, вы бы к этому проекту никогда не подступились. Как прошла сделка? Выкупили особняк у банка, а банк когда-то приобрел здание у обанкротившегося «СУ-155». К 2020 году дом уже 20 лет стоял почти без отопления и пустым.

Въезжаете вы в особняк — и ни души?

Ну не совсем! На втором этаже сквотировали художники из группы «Фрукты»: они делали граффити с фруктами и подписывались Fruits. Когда мы пришли принимать особняк, они встретили нас словами: «А вы кто вообще?» — «Мы — новые собственники». «Фрукты» не растерялись: «Покажите документы!» Тогда растерялась я и трясущимися руками полезла в телефон искать выписки из ЕГРН. А в подвальчике жила бабушка! И видимо, она совмещала роли охранника и гения места: к нам еще долго приходили приличного вида господа, которые спрашивали бабку, а узнав, что она съехала, стремглав убегали!

Петербург такой Петербург! Предположу, что бабушка освоила народный редевелопмент и в 1990-х сдавала особняк под сходки-люкс! А как у вас обстоят дела с редевелопментом?

Проект приспособления особняка под современное использование для согласования с КГИОП мы делали четыре года. Да, долго! Задержались, потому что всерьез решили погрузиться в историю здания, чтобы сделать наш проект продуманным и качественным.

Кстати, я все время путаюсь! Как правильно называть ваш особняк — дом Нарышкина, особняк Лопухиных, обер-прокурорский дом?

У него много имен — и все, что ты назвала, плюс теперь еще «Третье место» — верные! А в конце XVIII века наш особняк стал одним из первых каменных зданий на захолустной в ту пору Литейной улице. Район назывался Русская слобода, здесь был Литейный пушечный двор и жили приближенные императорской семьи. Мы находили данные, что особняком владел откупщик Иван Логинов, приближенный к князю Потемкину и печально известный своими вечеринками. Как-то он проштрафился, был изгнан двором, и особняк перешел к Лопухиным (как мы знаем, первая жена Петра I — Евдокия Лопухина!).

Далее зданием владели Гурьевы, потом оно перешло к Нарышкиным, и уже при Эммануиле Дмитриевиче Нарышкине — это середина XIX века — модный архитектор Гаральд Боссе перестроил здание полностью. Бальный зал, ломберная, театральный — у Нарышкина был оркестр на 50 музыкантов. А к Белому залу Боссе пристроил галерею и поставил ее на венецианские чугунные колонны.

Эти дивные колонны — моя любовь!

А в то время их не приняли! Говорили: «Что за уродство Боссе устроил — это слишком современно». Нарышкин продал особняк в казну, и он был приобретен Духовным ведомством как квартира для обер-прокурора Святейшего синода.

Если есть высшие силы, то, видимо, они и согласовали тебе, бывшей работнице Конституционного суда, покупку особняка! Кто из самых известных обер-прокуроров здесь квартировал?

Константин Победоносцев — кстати, это его фраза: «Все есть искусство, даже выборы». Он занимал обер-прокурорский дом 27 лет — и даже пережил здесь покушение: эсер Лаговский стрелял в окно его кабинета с Литейного, пули попали в потолок, а Константин Петрович воскликнул: «Эти террористы совсем не умеют стрелять! Как они собираются управлять страной?!»

Уже известно как. И что устроили в особняке после революции?

Клуб железнодорожников имени Сталина. Кинотеатр. Музей Октябрьской железной дороги, который, когда разросся, переехал в 2000 году на Обводный и с тех пор особняк стоял пустым. И тут пришли мы, креативные девелоперы.

Вы купили особняк за 350 миллионов. Оценили реставрацию и приспособление в полтора миллиарда. Я правильно понимаю, что сейчас уже все эти цифры можно смело на три умножить? Креативные девелоперы — это те, кто вкладывается в недвижимость, не рассчитывая на прибыль?

И это тоже!

Вы действительно поступили максимально креативно — запустили общественное пространство «Третье место» летом 2020 года, не дожидаясь ни старта, ни конца реставрации особняка. Как это все сложилось?

Идеально — не по плану! Сначала мы открыли летний поп-ап-проект во дворе: инсталляция Алины Глазун «Страшновато», кафе с устрицами, шезлонги, лекции об искусстве, виджеи показывают проекты на циклопическом экране и, конечно, диджитал-артисты, все-таки мы выходцы из IT. Помню, медиахудожник Digital Moss в песке играл на синтезаторах, а люди вокруг грелись у костра — красота! Но вскоре петербуржцы начали буквально ломиться внутрь особняка: «Мы видели в интернете, что у вас там красивая лестница! Пустите! Что вы там от нас прячете?»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Савва и Мария Савва и Мария

Мария Червоткина о материнском фэшн-пути и окситоциновых слезах

Собака.ru
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Эльдарадо Калимулина Эльдарадо Калимулина

Эльдар Калимулин о сюжетах в жизни и кино и амплуа «вечного студента»

СНОБ
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Юка Вижгородская и Карцев Гоша Юка Вижгородская и Карцев Гоша

Юка Вижгородская и Гоша Карцев — где учиться моде, искать люкс и лучшие платья

Собака.ru
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Ученые разгадали научную загадку, которая будоражила человеческие умы практически 140 лет! Ученые разгадали научную загадку, которая будоражила человеческие умы практически 140 лет!

Математики доказали, что четырехчастное разбиение Генри Дьюдени оптимально

Inc.
Мечта Тони Старка Мечта Тони Старка

Wey 07 — кроссовер для гения, миллиардера, плейбоя и филантропа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности

Почему некоторые люди изменяют, а другие — нет?

Psychologies
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
Лев Дуров был по натуре дуэлянт. Рассказ друга Лев Дуров был по натуре дуэлянт. Рассказ друга

Я вызываю вас на дуэль. Оружие выбирайте сами

Коллекция. Караван историй
Судный день Судный день

Вызвали в суд в качестве присяжной? Осторожнее, это могут быть мошенники

Лиза
«Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях «Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях

Почему мы выбираем холодных партнеров? Как отличить любовь от созависимости?

Psychologies
Верным курсом Верным курсом

Активные ингредиенты — «тяжелая артиллерия» в уходе за кожей

Лиза
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками

Рыночные ЗПИФы недвижимости продолжают активно привлекать новых клиентов

Деньги
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе» «“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»

Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес

Монокль
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале

Какие культуры для посадки выбрать в зимой и как правильно подготовить почву

ТехИнсайдер
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
Начни сейчас Начни сейчас

Как яркая, харизматичная женщина силой воли взяла себя в руки, чтобы похудеть

OK!
Спасет ли Zara торговые центры? Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

Монокль
Открыть в приложении