Как студенты отреставрировали малую модель знаменитого Медного всадника

Санкт-Петербургский университетКультура

Всаднику вернули историчность

В СПбГУ не только изучают проблемы биоповреждения памятников, но и проводят работы по их сохранению. Так, студенты Университета отреставрировали малую модель знаменитого Медного всадника.

Автор: Екатерина Заикина

Pressphoto

Точная дата установки маленького памятника Петру I в здании Двенадцати коллегий неизвестна. Можно утверждать, что модели более 120 лет. Об этом свидетельствуют исторические фотографии залов Университета конца XIX века, на которых присутствует и памятник. В последние годы скульптурное произведение находится рядом с кабинетом ректора СПбГУ.

К 300-летнему юбилею Санкт-Петербургского университета в рамках одного из проектов Центра по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия СПбГУ уменьшенную скульптуру Медного всадника отреставрировали. В этой работе участвовали семеро студентов СПбГУ, обучающихся по программе «Реставрация произведений изобразительного и прикладного искусства». Реставрацию студенты осуществляли на базе ООО «Реставрационная мастерская „Наследие“» под руководством Христины Витальевны Шумиловой, преподавателя СПбГУ (кафедра реставрации), заместителя генерального директора ООО «Реставрационная мастерская „Наследие“».

Подготовительные шаги

Первым делом специалисты провели наружный осмотр скульптуры. В процессе стало понятно, что предстоящая реставрация станет далеко не первой для памятника. Об этом свидетельствовали обнаруженные экспертами докомпоновки (результаты достраивания объема. — Прим. ред.), проведенные в разные периоды времени, слои выравнивающей намазки, краска и лак, которые по цвету и фактуре отличались от изначальных и уже отслаивались из-за старости. Как рассказала Христина Шумилова, можно предположить, что памятник ремонтировали два или три раза. Кто и когда это делал, к сожалению, пока установить не удалось.

Фрагменты постамента малой модели Медного всадника, требующие восстановления. Предоставлено В. С. Торбиком

При осмотре реставраторы также выяснили, что гипсовый постамент находится в очень плохом состоянии. Помимо многочисленных трещин и скопления пыли в углублениях, оказалось, что его верхняя часть сильно расшатана. К такому, по предположению команды, привел тот факт, что конструкция не выдержала веса бронзовой статуи и треснула.

Во время подготовительных работ специалисты обнаружили разновременные слои гипса и провели забор проб, чтобы проанализировать их качественный состав. По словам Христины Шумиловой, образцы декоративного покрытия, краски бронзового и гранитного цветов, а также мастики, нанесенной при предыдущих ремонтах, реставраторы отдали на исследование в один из ресурсных центров Научного парка СПбГУ, а пробы биоповреждений передали на микологический анализ биологам Университета.

После тщательного осмотра памятника преподаватели и студенты измерили и взвесили скульптуру, а потом составили картограмму ее сохранности. На ней они отметили все найденные дефекты, начиная от глубоких трещин и заканчивая мелкими царапинами, а также обозначили места загрязнений и подвижные фрагменты.

Процесс восстановления

Предоставлено В. С. Торбиком

После тщательной подготовки команда приступила к основной работе. Сначала специалисты очистили скульптуру от пыли и мусора, скопившегося в трещинах и стыках между фрагментами. В некоторых местах экспертам приходилось действовать очень осторожно. Так, из-за того что внутренний крепеж бронзовой статуи уходил глубоко в постамент, это не позволяло отделить его подвижную верхнюю часть от нижней. Поэтому реставраторы закрепили расшатанный фрагмент постамента специальным подвесным устройством (тельфером) и выдували из-под него пыль сжатым воздухом.

Далее эксперты избавились от пятен на гипсе и промыли поверхность бронзы. Затем, поскольку ранние докомпоновки отличались по цвету и фактуре, а также отслаивались, специалисты удалили их, чтобы в дальнейшем достроить объем скульптуры новым, более подходящим по оттенку составом.

Подвижные фрагменты, которых оказалось 10, команда зафиксировала с помощью специального раствора. Для надежного сцепления скульптура простояла два дня со струбцинами, плотно соединяющими детали между собой.

Далее реставраторы заполняли мастикой пустоты в стыках между зафиксированными деталями и шлифовали поверхность, чтобы восстановить ее фактуру. После эксперты провели заключительные работы: затонировали скульптуру краской и нанесли консервационное покрытие.

Помощь со своей стороны

На каждом этапе реставрации специалисты использовали результаты анализа проб, которые брали еще во время подготовки к работе. Качественный анализ команда экспертов вместе со студентами провела в ресурсном центре Научного парка СПбГУ «Оптические и лазерные методы исследования вещества».

«Для исследования краски мы использовали метод микрорентгенофлуоресцентного анализа. Он позволил определить элементный состав пигментов, — рассказывает Николай Курганов. — Анализ мастики мы проводили с помощью инфракрасной Фурье-спектроскопии. Ее итоги показали, что при предыдущих реставрациях была использована традиционная мастика на основе смеси натуральных канифоли и воска».

Микологические исследования образцов с модели памятника проводили биологи СПбГУ Дмитрий Юрьевич Власов и Марина Станиславовна Зеленская, специализирующиеся на изучении проблем биоповреждений памятников культурного наследия (подробнее об их работе можно прочесть в статье этого номера «Он же памятник! Кто его разрушит?»).

Полученные в ходе обоих анализов данные, по словам Христины Шумиловой, помогли специалистам правильно подобрать реставрационные материалы для эффективного и бережного удаления загрязнений, восполнения утраченного объема скульптуры и при подборе оттенка и состава красок для тонировки.

После полного восстановления модель Медного всадника снова заняла свое место. Сегодня результатом работы команды реставраторов можно полюбоваться на первом этаже здания Двенадцати коллегий.

Николай Сергеевич Курганов

Предоставлено
Н. С. Кургановым

Старший преподаватель СПбГУ (кафедра реставрации), директор Центра по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия:

“Центр по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия СПбГУ является виртуальной площадкой, которая объединяет специалистов из разных областей для реализации проектов, связанных с исследованием и сохранением культурного наследия. Штатных сотрудников в Центре нет, но он активно привлекает экспертов и студентов для работы над проектами.

В Университете за 300 лет накопились большие коллекции объектов культурного наследия и старинных документов. За время работы Центра под руководством Владимира Сергеевича Торбика в СПбГУ было реализовано более 100 реставрационных проектов. Перечислить всех, с кем мы сотрудничаем внутри СПбГУ, сложно. Лишь некоторые из них — Управление экспозиций и коллекций, Музей В. В. Набокова, Музей-архив Д. И. Менделеева, Минералогический и Палеонтологический музеи и Научная библиотека имени М. Горького.

В процессе реставрации живописи, скульптуры, старинной мебели и документов мы обращаемся к ученым СПбГУ из разных подразделений. Например, к специалистам Научного парка и Института наук о Земле, биологам, а также химикам и физикам. Так, коллеги-биологи помогают нам изучать биоповреждения материалов различной природы — от каменной скульптуры, расположенной под открытым небом, до мокрого археологического дерева. Вместе с химиками и физиками удается на практике применять неразрушающие подходы к исследованию материалов. Это сотрудничество позволяет нам не только сохранять, но и расширять понимание природы объектов культурного наследия и процессов разрушения, которые с ними происходят».

Владимир Сергеевич Торбик

Предоставлено В. С. Торбиком

Доцент СПбГУ (кафедра реставрации), куратор реставрации малой модели Медного всадника от СПбГУ:

“За годы работы в Университете у нас сложилось тесное сотрудничество с музеями и государственными институтами, связанными с сохранением культурного наследия. В их числе — Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Государственный Эрмитаж, Государственный музей городской скульптуры, Институт истории материальной культуры РАН, Институт восточных рукописей РАН, Государственный музей истории религии, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, государственные музеи-заповедники «Павловск», «Пушкин» и «Петергоф».

Недавно наши студенты и преподаватели работали над восстановлением элементов иконостаса и царских врат деревянного Успенского собора в городе Кемь и проводили консервацию настенной живописи в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на 5-й Советской улице. Также обучающиеся принимали участие в реставрации настенной живописи в интерьерах Англиканской церкви на Английской набережной. Сейчас в лаборатории Научной библиотеки имени М. Горького студенты-реставраторы СПбГУ занимаются восстановлением старинных листов из книги 1882 года „Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера“ Александра Александровича Иностранцева. Кроме этого, проводят реставрацию предметов старинной мебели Палеонтологического музея СПбГУ и музея Александринского театра».

Цифра: 
8 тонн вес оригинального Медного всадника; 129 кг вес малой модели памятника из СПбГУ

Малая модель Медного всадника после полной реставрации. Предоставлено В. С. Торбиком
Предоставлено
Х. В. Шумиловой

Христина Витальевна Шумилова, заместитель генерального директора ООО «Реставрационная мастерская „Наследие“», преподаватель СПбГУ (кафедра реставрации).

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Звезды заглушить невозможно» «Звезды заглушить невозможно»

Уникальная школа подготовки астрометристов

Санкт-Петербургский университет
Носить с собой Носить с собой

Пять слагаемых ежедневной гигиены, чтобы улыбаться во весь рот

Новый очаг
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Мир, дружба, Мир, дружба,

Актеры Кирилл Кяро и Даниил Страхов — о дружбе, работе и “Гипнозисеˮ

Men Today
Эффектные факты Эффектные факты

Кроссовер Jetour Dashing — бьющий на эффект

Автопилот
Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен» Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен»

Надежда Ангарская про свой опыт участия в шоу перевоплощений «Один в один»

Здоровье
Формула любви Формула любви

Можно ли просчитать совместимость с партнером математически?

Лиза
Интерьер-праздник Интерьер-праздник

Эффектная и яркая иллюстрация к поговорке «дизайн на кончиках пальцев»

Идеи Вашего Дома
Маленькая вера Маленькая вера

Кэти Криштоп рассказала, что психология думает о конспирологии

Правила жизни
Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно

Как вычислить манипуляцию провокацией и как правильно реагировать на нее

Psychologies
Азбука банкротства Азбука банкротства

Российский суд обанкротил кипрского совладельца ритейлера «Азбука вкуса»

Ведомости
Наводя мосты Наводя мосты

Глава «А-Клуба» Алина Назарова — о том, каково лидировать в исконно мужском деле

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Началась охота на дропперов Началась охота на дропперов

База данных Банка России позволит полиции эффективнее отлавливать дропперов

Монокль
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним» Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним»

Как простой медведь из дремучего Перу оказался на обложках Esquire и Time Out

СНОБ
Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть» Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть»

Ходит человек, ни одной интриги не может развести. Зачем ты сюда приехала?

Коллекция. Караван историй
Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше» Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше»

Артур Бесчастный о планах сыграть Ван Гога и памятнике Бродскому

Ведомости
Гений чистой пустоты Гений чистой пустоты

Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизнь
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Рабочий детокс Рабочий детокс

Можно ли успешно бороться с токсичным общением в рабочей переписке?

Ведомости
Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности

Почему некоторые люди изменяют, а другие — нет?

Psychologies
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Девочки самооценка Девочки самооценка

Как помочь девочкам расти свободными от негативного восприятия себя?

Новый очаг
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Конкурс страшных рассказов: «Чуткая», Марина Бутусова Конкурс страшных рассказов: «Чуткая», Марина Бутусова

Рассказ о загадочных ночных превращениях мужа и странностях семейной жизни

VOICE
В клетку сквозь столетия: история вечного принта В клетку сквозь столетия: история вечного принта

Клетка в моде: откуда появился этот принт и как он развивался?

Правила жизни
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Девчонки на кухне Девчонки на кухне

«Программа «Еда как в сказке» с дочерьми — лучшее, что со мной случилось»

Новый очаг
Открыть в приложении