Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

МонокльБизнес

Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию. Им нужно думать о том, как реструктуризировать инвестиционные долги и перезапустить бизнес согласно актуальным трендам потребления

Лина Калянина

Для российских брендов возвращение иностранных розничных сетей создаст дополнительные трудности. Фото: Роман Пименов/ТАСС

Едва наметившееся потепление в политических отношениях с Западом моментально оживило надежды на скорое возвращение иностранных компаний на российский рынок. На прошлой неделе появился целый ряд версий на эту тему. Так, в Россию якобы собираются вернуться иностранные платежные системы Visa и Mastercard, западные автомобильные гиганты, международные фешен-бренды, американские киностудии, сети быстрого питания, мебельная IKEA и даже Boeing. Источники этих рассуждений пока непонятны, представители власти расходятся во мнениях: одни говорят, что не было запросов на возвращение от иностранцев, другие — что с такими запросами обратилось уже 300 брендов. Наиболее открыто прозвучала позиция российского Союза торговых центров, который сам написал ушедшим с российского рынка одежным компаниям — Uniqlo, H&M и Inditex (владеет брендами Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear) — письма с призывом подумать о скорейшем возвращении на российский рынок. «От имени Союза торговых центров мы хотели бы обратиться к возможным изменениям в текущем политическом ландшафте и их последствиям для возвращения ваших брендов на российский рынок». Для убедительности СТЦ привел данные своего опроса, согласно которому более половины из ста крупнейших торговых центров в России готовы сотрудничать с Uniqlo, Inditex и H&M и предложить брендам свободные помещения для немедленной аренды или оперативно их освободить (!), отмечая ценность этих брендов для притока покупателей.

«Как ассоциация, мы готовы содействовать диалогу, решать логистические проблемы и поддерживать беспрепятственную реинтеграцию на рынке. Если ваши компании рассматривают возможность возобновления работы в российском секторе розничной торговли, мы приглашаем вас обсудить потенциальные возможности, включая индивидуальные условия аренды, предпочтения по местоположению и стратегии, учитывающие специфику рынка», — заявили в Союзе. Готовность помочь возвращению была продемонстрирована и ценными советами от СТЦ по преодолению антироссийских санкций — например, осуществлять поставки через партнерские компании в ОАЭ.

Мгновенная и по-детски наивная реакция индустрии торговых центров на возможное снятие барьеров в торговле свидетельствует о катастрофическом кризисе этого бизнеса, который невозможно преодолеть текущими мерами. А понятный и действенный в прошлом метод — привлечение трафикообразующих арендаторов, имеющих большую ценность в глазах потребителей, — видится избавлением от всех бед.

Однако за последние годы ситуация в экономике и розничной торговле поменялась радикально. И кратковременный приток покупателей вряд ли разрешит накопившиеся проблемы торговых центров.

Вакантность на низком уровне

«Ситуация в торговых центрах с начала этого года динамически ухудшается: падает трафик — в связи со снижением общей покупательской активности, наступлением онлайн-торговли, сберегательными настроениями покупателей и прочими факторами. Обороты розничных компаний снижаются, на их бизнес сильно повлияло введение НДС, кадровые проблемы — большинство магазинов в торговых центрах не укомплектованы персоналом. Общая выручка торговых центров за прошлый год хоть и выросла, но незначительно, как правило, рост компенсировался ростом рекреационных затрат», — говорит Александр Перемятов, вице-президент Союза торговых центров.

Но главная проблема торговых центров — их высокая закредитованность. Многие из них, построенные еще до 2020 года, до сих пор не окупились и не расплатились по инвестиционным кредитам. Сначала этому помешали ковид и полная остановка работы центров во время пандемии, а после начала СВО — снижение потребительской активности, уход международных брендов, увеличение доли вакантных площадей до 15–20%, а также рост кредитной ставки, уровень которой сегодня и вовсе не позволяет обслуживать долг. Именно поэтому все большее количество торговых центров переходит в собственность банков. Например, в прошлом году к Газпромбанку и Сбербанку перешли торговые активы девелоперской компании «Тэн» (сеть торговых центров «Город»), в управление Газпромбанку после ухода с российского рынка шведской IKEA перешла в управление сеть торговых центров «Мега». По словам Александра Перемятова, в этом году торговых центров в собственности банков станет еще больше.

После того как в 2022–2023 годах международные бренды стали уходить с российского рынка, в торговых центрах освободилось большое количество площадей, причем в топовой локации. Владельцы ТЦ начали судорожно привлекать новых арендаторов: один за другим стали открываться магазины и магазинчики неизвестных ранее брендов, а большие площади ушедших иностранных компаний старались занять крупные российские сети. «В 2022 году ставки аренды на торговые площади в Москве варьировались от 15 до 180 тысяч рублей за квадратный метр в год для торговых галерей и от 6 до 50 тысяч рублей для якорных арендаторов. В 2023 году мы наблюдали тенденцию к снижению арендных ставок, особенно в малоформатных ТЦ. Спрос на торговые площади оставался низким из-за неопределенности на рынке. Владельцы торговых центров начали предлагать более гибкие условия аренды, включая возможность оплаты по проценту от выручки, что поспособствовало увеличению интереса со стороны российских ретейлеров. В 2024 году рост запрашиваемых ставок аренды фиксировался на уровне двух-четырех процентов по сравнению с предыдущими периодами. Ставки в высококлассных и популярных торговых центрах достигли верхних границ диапазона — до 180 тысяч рублей за квадратный метр. Однако в целом арендные ставки оставались ниже показателей допандемийного времени», — говорит

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
Генетики выявили старейшего известного домашнего кота Китая Генетики выявили старейшего известного домашнего кота Китая

Самая ранняя домашняя кошка жила в VIII или IX веках нашей эры

N+1
География несправедливости География несправедливости

О парадоксах нынешнего витка истории неравенства

Монокль
Хронический стресс ухудшил слух мышей Хронический стресс ухудшил слух мышей

У мышей под действием хронического стресса ухудшился слух

N+1
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Фото на документы Фото на документы

Фото, которых не было при Сталине и снимки цветка папоротника

Автопилот
Соблазн свободы. Почему зрители любят роуд-муви Соблазн свободы. Почему зрители любят роуд-муви

Чем путешествия отличаются от странствий и что роднит роуд-муви и вестерн?

СНОБ
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Современный люкс Современный люкс

Эффектный современный интерьер квартиры с нестандартными решениями

SALON-Interior
«Ванька-встанька» и «водоросль»: 5 практик, которые помогут найти опору в теле «Ванька-встанька» и «водоросль»: 5 практик, которые помогут найти опору в теле

Как сохранить спокойствие и устойчивость

Psychologies
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Дизайн-мотиватор Дизайн-мотиватор

Как создать идеальные условия для новых начинаний

Лиза
Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить

Что необходимо знать выезжающим на платные дороги в России водителям?

РБК
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
Ученые обнаружили настоящие пляжи на Марсе Ученые обнаружили настоящие пляжи на Марсе

Наблюдения показали на Красной планете подземные образования, напоминающие пляжи

Inc.
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Бой с тенью Бой с тенью

Непростая история соперничества с женщиной, которой больше нет

VOICE
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
Тревожный, надежный, избегающий: почему типы привязанности определяют судьбу наших отношений и можно ли их изменить? Тревожный, надежный, избегающий: почему типы привязанности определяют судьбу наших отношений и можно ли их изменить?

Какие бывают типы привязанности и как они влияют на наши отношения с людьми?

ТехИнсайдер
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная

Караван историй
«Хочется мечтать по-крупному» «Хочется мечтать по-крупному»

В чем секрет двойного успеха Эмина? Каков он вне публичного пространства?

OK!
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Добро пожаловать к столу Добро пожаловать к столу

Рассказываем о застольных манерах и правилах хорошего тона в ресторанах

Grazia
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию

Отрывок из книги «50 кейсов, которые изменили маркетинг»

Inc.
«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе» «“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»

Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес

Монокль
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
Почему некоторые таблетки лучше не запивать молоком Почему некоторые таблетки лучше не запивать молоком

Пять лекарств, которые не следует смешивать с молочными продуктами

ТехИнсайдер
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
Открыть в приложении