Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Российские виноделы в прошлом году произвели 17,6 млн дал (декалитров) игристых (шампанских) вин, что на 24,7% больше по сравнению с 2023 г., сообщил в середине января Росалкогольтабакконтроль. В то же время эксперты уверены: текущих мощностей даже примерно не хватает, чтобы удовлетворить растущий спрос. О том, почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам и чего не хватает нашим виноделам, чтобы сделать свой продукт еще лучше, «Ведомости. Город» поговорил с энологом-шампанистом Olymp Winery, сооснователем бренда игристых вин Cock t’est belle и совладельцем винодельни «Усадьба Белогорье» Ильей Волошиным.
Надо изучать терруар
– В последние годы российское виноделие оказалось под санкциями. Вместе с тем в самой отрасли произошли большие преобразования – например, вино было признано сельскохозяйственным продуктом. Дало ли все это толчок развитию отечественного виноделия?
– Санкции показали, что нам нужно сконцентрироваться на себе. Развивать компетенции, науку, сырьевую базу, линейку технологического оборудования: емкостной парк, насосное оборудование, прессы для отжима винограда, линии сортировки и переработки, системы контроля температуры. Пришла пора осознать, что мы винодельческая держава. Впереди большая работа, потому что даже на внутреннем рынке мы наблюдаем дефицит продукции. Сейчас много разговоров о том, что пора выходить на международный уровень, но пока я рассматриваю это больше как вопрос престижа, чем экономики, потому что для начала нам нужно заполнить свои ниши. Страна у нас, в хорошем смысле, любящая вино: в год продается до 1,5 млрд бутылок. При этом из них мы производим в лучшем случае 50%. Я считаю, что не стоит закрываться от внешнего рынка, но увеличивать долю отечественного продукта – наше законное право и естественное желание. От этого выиграют и производители, и потребители.
То, что вино признали сельскохозяйственным продуктом, наконец отделило этот благородный напиток от крепкого алкоголя. Такое решение вполне соотносится с планами снижения употребления спиртного в государственной программе. Теперь «вино» не равно «водка», и это важный этап, потому что раньше все регулировалось единым законом. Это приводило к трудностям с лицензированием и контролем качества продукции. В законодательстве до сих пор есть пробелы: например, на землях сельхозназначения нельзя построить винодельню. Но проблема обсуждается на разных площадках, работа в этом направлении активно ведется. Когда вопрос будет решен, это даст развитию виноделия дополнительный толчок.
– С чем именно будет связан новый этап развития?
– Дело в том, что винодельческое хозяйство – это не только производственные мощности, но и большой кластер туристического направления. Гости могут приехать на виноградник, увидеть производство, попробовать само вино. Это привлекает людей в агросферу. Винный туризм, который позволяет посмотреть страну и пообщаться с людьми, уже давно популярен в Европе. У нас он только набирает обороты, и это своего рода популяризация сельского хозяйства через такую красивую и престижную отрасль, как виноделие.
Отдельно я бы отметил развитие науки и техники: стало ясно, что в связи с санкциями нам нужно переходить и на свое оборудование, и на свои дрожжи, которых в России до сих пор практически нет. И сейчас над этим активно работает, например, Курчатовский институт.