Я вызываю вас на дуэль. Оружие выбирайте сами

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Лев Дуров был по натуре дуэлянт. Рассказ друга

«Когда папу провожали в ополчение, сидели на кухне, я ляпнул: «Вдруг мы такой же треугольничек получим?!» Мама и сестры в испуге замолчали — я понял, что сказал глупость. А папа успокоил: «Нет-нет, этого не позволю. Все будет хорошо!» — вспоминал Лев Дуров.

Олег Перанов

Фото: из архива Киностудии им. М. Горького

С Дуровым мы познакомились летом 2008 года на даче артиста под Сергиевым Посадом, где он тогда отдыхал вместе с дочерью Екатериной и супругой Ириной Кириченко. В тот момент, когда Катя накрывала на стол, а Ирина Николаевна, коротко поздоровавшись с нами, спряталась в своей комнате, Лев Константинович провел экскурсию по дачному участку.

Скромный старенький двухэтажный домик расположился почти в овраге, на самой окраине дачного кооператива «Актер». Удивила особая тишина. Встречая нас в длинных шортах, похожих на семейные трусы, и футболке, Лев Константинович шутил: «Хожу в чем хочу, даже голым могу — никого тут не видно. И тихо. Буду здесь умирать — на помощь никого не дозовешься... Наш первый дачный домик еще не стоял на участке, а его уже украли. Да-да! Он был запланирован щитовым, нам привезли щиты и сложили. Должны были приехать рабочие его собрать. Но приезжаю я и вижу, что участок пустой. Как потом выяснилось, некий подрядчик продал наш будущий дом. Такую аферу он провернул и с некоторыми другими жителями нашего дачного кооператива, председателем которого была Татьяна Доронина. Она-то через суды добилась, чтобы тот ворюга вернул нам дома. И вот появилась эта часть домика — такая облезлая, странная, серая, построенная из щитов. А уже с годами пристраивали веранду, кухню и так далее. Вот и получилось нечто несуразное. Но я этот дом люблю».

Лев Дуров на даче, 2008 год. Фото: Валерий Туголуков

Дуров очень гордился «аллеей звезд» — дорожкой из бетонных плиток, на которых видны были оттиски рук друзей и подписи: Сергей Гармаш, Александр Ширвиндт, Георгий Мартынюк... Посередине участка — статуя женщины, которая льет воду из кувшина.

Спрашиваю:

— С кого же такую лепили?

Дуров — серьезно:

— Ее изваяли еще до нашей эры, раритет!

Помню, я даже растерялся: как реагировать?! Заметив это, артист довольно хлопнул руками и засмеялся:

— Да вру я, это мне на 70-летие в театре «Школа современной пьесы» подарили. Назвал ее Марусей.

Лев Дуров на даче, 2008 год. Фото: Валерий Туголуков

Лев Дуров славился не только розыгрышами и байками, но и тем, что собирал всякое «барахло», как он выражался. На даче у него скопилось много такого добра: навесные замки, старинные дверные ручки, немецкие медали, которые выдавали в публичных домах Германии с надписью «За хорошую работу», или большая чугунная медаль — такими «награждал» пьяниц Петр Первый.

Среди прочего — ржавая солдатская каска времен Великой Отечественной войны, которую артист нашел на съемках в Крыму.

— Вот видишь — дырка от пули, понятное дело, что солдата сразу убило, — показывает Лев Константинович. — Мне было девять лет, когда началась война, я жил в московском районе Лефортово. Поначалу никто ничего не понимал и мы, мальчишки, относились к этому даже с шуткой. Нам казалось это какой-то дурацкой игрой. А вот когда полетели первые немецкие самолеты, стало страшно. Потом пришли первые похоронки, и женщины-соседки завыли.

Лев Дуров, 40-е годы. Фото: из архива Е. Дуровой

Помню, когда папу провожали в ополчение, сидели на кухне, я ляпнул: «Вдруг мы такой же треугольничек получим?!» Мама и сестры в испуге замолчали — я понял, что сказал глупость. А папа успокоил: «Нет-нет, этого не позволю. Все будет хорошо!»

Еще вспоминаю, как пришла фотография моего двоюродного брата-сапера, точнее, его оторвавшейся головы, которая впечаталась в дерево. Он подорвался на мине, а его командир сделал такой кадр...

Я, как и многие мальчишки, начал ходить в мастерские МВТУ имени Баумана, там и токарил, и слесарил. Например, продувал щеткой корпуса для мин. Самое страшное ощущение испытывал, когда мы ходили помогать в военный госпиталь. Помню, перепугался до смерти, когда в первый раз держал ногу бойца, которую ему ампутировали. Как она отделилась от тела и осталась у меня в руках, тяжелая такая. А еще собирали с крыш зажигательные бомбы... Как-то я находился на крыше, и почти рядом пролетел немецкий самолет, я видел в кабине летчика, который посмотрел на меня, улыбнулся и подмигнул. А я стоял весь красный, злой от бессилия! Этот самолет, пролетев мимо меня, скинул бомбу на госпиталь...

В послевоенное время у всех дома было оружие. И у меня тоже. Как мы его добывали? На станции Москва-Товарная был целый ритуал. Приходишь туда с пачкой махорки в кармане, отдаешь ее часовому. Он идет со своего поста к паровозу, а затем обратно. И вот за это время ты должен сбегать к вагонам, открыть, посмотреть и выбрать что тебе нужно: каски, пистолеты, автоматы. Везли тогда трофейное все, немецкое. В свое время у меня был целый военный музей: наганы, мины, револьверы, автоматы.

Помню, нахожусь я как-то дома, разбираю на полу парабеллум. Увидел в окно, что идет отец. Я пистолет под тахту кинул, а патроны сыпанул в печку. Когда папа вошел в комнату, пули начали взрываться. И все полетели мимо наших лиц, прямо в стену. Отец побледнел от страха. Когда «выстрелы» кончились, подошел к сундуку, вынул оттуда веревку. Он знал, что ритуал порки существует, но как это делается, не ведал. Папа долго не мог засунуть мою голову между колен, выскальзывала. Тогда я сам снял штаны, просунул голову между его ногами. Папа выпорол так, что потом я дня три в школе стоя занимался.

Но больше никакого насилия в нашей семье не было. Мой отец работал во Взрывпроме, готовил взрывы тоннелей разных, объектов. В общем, работяга. Но за всю жизнь он не произнес ни одного бранного слова. Не курил, не пил. По праздникам мог рюмочку портвейна выпить. И никогда не диктовал, кем мне быть, что делать в жизни...

После того посещения дачи Дурова мы пересекались за кулисами Театра на Малой Бронной, где он служил, и на разного рода мероприятиях. И всегда Лев Константинович был веселый, с шутками-прибаутками. Однажды перед Новым годом рассказал мне очередную байку:

— Как-то меня пригласили подработать — сыграть медведя на новогодних елках в Колонном зале Дома союзов. И вот заболела актриса, которая у нас играла лису. Меня попросили: выручай, еще и денег подзаработаешь. А мой медведь с этой лисой не пересекался на сцене. Я отыграл медведя и переоделся в шкуру лисы. Как ее играть? Подумал: она должна быть такой кокетливой, женственной. Вышел и начал ко всем приставать: к волку, к Деду Морозу... И вот когда закончилась елка, меня вызывает директриса. Она закричала: «Это что за лиса у вас?! Она же какая-то проститутка!» Больше на эти елки меня не приглашали.

Лев Дуров в фильме «Первая девушка», 1968 год. Фото: «Мосфильм»/из архива Е. Дуровой

— Лев Константинович, однажды Валентин Гафт про вас написал эпиграмму:

Актер, рассказчик, режиссер,
Но это Леву не колышет,
Он стал писать с недавних пор,
Наврет, поверит — и запишет...

И вот как вам верить после этого?

— Ох, Валя часто это читает. Ведь как рождаются и живут байки? Кто-то рассказал, другой пересказал, добавив от себя кое-что, и так далее. А я рассказываю то, что происходило со мной или на моих глазах. Ну вот, например, в отместку Гафту за ту эпиграмму расскажу историю. Причем ничего не придумал от себя, честное слово. Было это в 60-х годах в Ялте. Мы с супругой Ириной отдыхали в доме творчества «Актер». Там же в это время проводил свой отпуск и Валя. Однажды приехал со своими сеансами гипноза некий доктор Шкловский. А мы ведь тогда о таком явлении даже не слыхивали, интересно стало! Зал был битком. Доктор со сцены нас гипнотизировал, причем творил что хотел. Сильный был гипнотизер! И глаза у него такие выразительные, зеленые. Я сам на его сеансе и собачкой лаял, и змеей ползал. И вот Валя Гафт за такое издевательство задумал ему отомстить. А у этого Шкловского работала ассистентка — очень симпатичная девушка. Было видно, что у него к ней чувства. Гафт стал назло гипнотизеру демонстративно ухаживать за девушкой. Как-то раз лежим мы все на пляже: я, Ира, Валя и неподалеку гипнотизер. Вдруг Гафт встает, потягивается и говорит нарочито громко: «Пойду в номер, побреюсь. У меня сегодня свидание». И тут Шкловский очень спокойно объявляет: «Не пойдешь ты сегодня на свидание». Валя лишь ухмыльнулся в ответ и ушел. После чего пропал на сутки! В конце концов я заглянул к нему в номер, а он там лежит с перегоревшей бритвой в руках и спит. Вот так над ним пошутил наш гипнотизер.

В апреле 2011 года я впервые оказался у Льва Константиновича в его московской квартире на Фрунзенской набережной. За два месяца до этого ушла из жизни супруга актера. В одной из комнат еще оставалась специальная кровать для лежачих больных.

— Зимой 2008 года Ирина поскользнулась на улице и сломала шейку бедра, — со слезами рассказывал Дуров. — Врачи оперировать ее отказались. Все-таки 77 лет тогда ей было, операцию не перенесла бы. Жена уходила почти три года. На это время больничной палатой Ирочке служила маленькая комнатка в нашей «двушке». Мне кажется, я до сих пор чувствую запахи лекарств. Все это время она лежала. Многие и не знали об этом, потому что мы старались ни с кем не говорить на эту тему. Зачем свои неприятности на кого-то вешать?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы «Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы

Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны

Коллекция. Караван историй
Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками? Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками?

Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков сегодня

Psychologies
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce

Rolls-Royce: история, смысл шильдика на капоте и образ владельца сквозь время

Правила жизни
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
Как России преодолеть магнитную аномалию Как России преодолеть магнитную аномалию

Редкоземельные магниты играют ключевую роль в производстве высоких технологий

Монокль
Зоя Федорова говорила: «Я всю жизнь любила только одного человека» Зоя Федорова говорила: «Я всю жизнь любила только одного человека»

Актриса Зоя Федорова прожила две жизни: взлет и когда Федорова вышла на свободу

Коллекция. Караван историй
Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно

Как вычислить манипуляцию провокацией и как правильно реагировать на нее

Psychologies
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Старый новый рэп Старый новый рэп

Как в рэп вернулась непоколебимая маскулинность и почему это не так плохо?

Men Today
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Великая подделка Габсбургов Великая подделка Габсбургов

На надгробии Фридриха III Габсбурга выбита аббревиатура AEIOU

Дилетант
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Тихая роскошь Тихая роскошь

Пентхаус на берегу Верхнего озера с «парящим» кабинетом

SALON-Interior
Дышите глубже Дышите глубже

Как превратить балкон в любимое место летнего отдыха

Лиза
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Рынок захлебнулся маслом Рынок захлебнулся маслом

Кризис перепроизводства в масложировой отрасли говорит о системных просчетах

Монокль
7 самых распространенных способов обмана на шиномонтаже 7 самых распространенных способов обмана на шиномонтаже

Как не попасться на крючок мошенников в шиномонтаже

Maxim
Простыня и искусство Простыня и искусство

Текстиль как новый модный материал

Weekend
Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Сельхозтехника тормозит Сельхозтехника тормозит

В России серьезно сократились производство и продажи сельхозтехники

Агроинвестор
Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха

Виолончелист Александр Рамм — об идеальном инструменте и музыкальной семье

СНОБ
Как восстановиться после того, как тебе разбили сердце: 3 стратегии, которые помогут обрести себя и стать сильнее Как восстановиться после того, как тебе разбили сердце: 3 стратегии, которые помогут обрести себя и стать сильнее

Стратегии, которые помогут вам исцелиться и начать новую жизнь после разрыва

Psychologies
Метаирония, провокация на грани фола и дружба с Ренатой Литвиновой. Чем известен дизайнер Демна Гвасалия Метаирония, провокация на грани фола и дружба с Ренатой Литвиновой. Чем известен дизайнер Демна Гвасалия

Как выходец из советской Грузии стал одним из самых известных дизайнеров

СНОБ
Тем временем в Лондоне Тем временем в Лондоне

Как юристы держав решали судьбу бывших руководителей нацистской Германии

Дилетант
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Открыть в приложении