Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБКБизнес

Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что необходимо для выхода на китайский рынок и чем заинтересовать местных потребителей? «РБК Тренды» побеседовали на эти темы с директором Института стран Азии и Африки МГУ Алексеем Масловым

Беседовала Екатерина Кабышева

Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор исторических наук

Знания, навыки и инвестиции: как меняются отношения между странами

РБК: Сегодня Китай стал главным партнером России, в результате чего отношения между странами трансформируются. Какие перемены вы замечаете?

А. М.: Я вижу начало более серьезного взаимодействия на уровне стран и значительное увеличение инвестиций. Рост торговли происходил уже давно, но, несмотря на него, еще два-три года назад отношения между Россией и Китаем были довольно простыми: мы продавали нефть и газ, взамен получали готовые технологии.

Что касается корпоративного уровня, то бизнес, который работает с Китаем, начал осознавать важность знаний и профессиональных навыков. Крупные компании стали серьезно анализировать рынок, изучать реальную ситуацию в китайском бизнесе, переучивать персонал и отправлять сотрудников набираться опыта в Китай. Появилось понимание, что эффективнее не просто торговать, а физически прийти на территорию партнера: открыть предприятие, подобрать кадры.

Больше компаний открывается в России. Сейчас у нас работает как минимум 9,5 тыс. организаций с китайским участием, чуть больше года назад их было 8 тыс. На российский рынок стали приходить большие китайские инвесторы, особенно в регионы. Раньше весь фокус был на Москве и Петербурге, а сейчас растет интерес к Бурятии, с которой Китай чувствует генетическую связь, Новосибирску, Красноярску, Южному федеральному округу.

На уровне людей тоже есть разворот: отношение россиян к Китаю меняется. Как показывают опросы, в том числе ВЦИОМа, около 70% граждан России рассматривают Китай как основного торгового партнера и большого друга. Еще пять лет назад Китай считали просто другом — не партнером. Я бы сказал, что отношение к стране стало более реалистичным.

РБК: Влияют ли санкции на готовность Китая работать с российскими компаниями? И есть ли какие-то другие внешние препятствия для сотрудничества между странами?

А. М.: Безусловно, санкции влияют на отношения между странами. С одной стороны, Китаю невыгодно торможение торговли с Россией, потому что от этого страдают и местные предприятия. Но с другой стороны, Пекин опасается вторичных санкций против своей банковской системы, поэтому любая сделка с Китаем сейчас обходится в среднем на 10% дороже стандартных расценок. Страна проявляет аккуратность: к примеру, не поставляет в Россию товары двойного назначения.

Но все же главное препятствие для развития отношений — это недоверие сторон друг к другу в ряде технологических вопросов. Притом что обе страны заинтересованы в трансфере технологий: Китай испытывает сложности из-за ухода американских компаний, а Россия — из-за патентов, которые остались на Западе. Однако ситуация меняется, страны медленно, но все же двигаются в сторону совместных технологических наработок.

РБК: Как сегодня строить отношения с Китаем?

А. М.: В первую очередь нужно общаться, и делать это на постоянной основе. Часто случается так: российская делегация приезжает в Китай, о чем-то договаривается, а потом на время пропадает. В Китае же привыкли к регулярной коммуникации, необязательно с помощью визитов — можно использовать социальные сети. Для любого серьезного шага понадобится год-полтора постоянного общения, так что терпение — главный навык.

Даже если в переговорах не удается достичь взаимовыгодных условий, общение должно быть дружелюбным и, конечно, профессиональным. Стремительный разворот на Восток привел к тому, что в России оказалось много желающих пообщаться с Китаем, но не у всех есть нужные навыки, а в Китае строго относятся к непрофессионализму. Нам не хватает квалифицированных кадров, и речь не только о бизнесе, но и об экспертах по региону. Ничего страшного в этом нет, это классическая проблема роста, и она решится со временем.

Нефть, газ и сладости: чем сегодня заинтересовать Китай

РБК: Есть мнение, что Китай заинтересован в России только как в поставщике ресурсов, и рано или поздно это приведет Москву к серьезной экономической зависимости от Пекина. Насколько справедливы такие опасения?

А. М.: Это очень упрощенный подход. Китай не заинтересован в односторонних отношениях ни с одной страной, в том числе с Россией. Но дело не только в этом.

Конечно, Россия — поставщик дешевого сырья для Китая. Причем поставщик большой и надежный: за последние 40 лет наша страна не ухудшала отношений с Китаем и только наращивала поставки угля, нефти и газа. Похвастаться таким не может больше никто.

Но еще Россия сейчас — один из крупнейших поставщиков агропромышленной продукции для Китая. Да, сегмент пока несопоставим с нефтью и газом, но из-за внутренних изменений наша страна сумела стать крупной агропромышленной державой. А Китай пока не способен обеспечить себя продовольствием самостоятельно и поэтому нуждается в России.

Есть и другая сторона медали. У КНР огромная граница протяженностью больше 4 тыс. км. Вокруг много точек напряжения: нет практически ни одного государства, с которым у Китая не было бы территориальных споров. Это и Япония, и Индия, и страны Юго-Восточной Азии. И лишь с Россией все подобные вопросы решены, что делает ее более безопасным партнером.

А еще Пекин всегда играет в треугольнике «Россия — США — Китай». Если испортить отношения с Москвой, есть риск остаться один на один с Вашингтоном. Китай этого не хочет. Россия — единственная крупная страна, которая поддерживает практически все его политические инициативы, и Китай это ценит.

Получается, две страны разных цивилизаций серьезно нуждаются друг в друге, связь России и Китая — это сложный симбиоз. Сводить все только к природным ресурсам было бы неправильно.

РБК: А чем можно заинтересовать Китай, помимо ресурсов? Какие товары пользуются спросом в стране и может ли Россия удовлетворить этот спрос?

А. М.: В приоритете все, что связано с продуктами питания. Это и зерно, которое прямо в Китае можно переработать в муку. И сладости: вафли, конфеты, мед, конфитюр. Но важно понимать, что нет единого Китая, в каждой провинции вкусы разные: популярные на северо-востоке товары вряд ли будут востребованы на юге. А еще в случае с продуктами важно лицензировать партии, проходить тесты, санитарный контроль. Нюансов немало.

Второй сегмент — уходовая косметика: масла, кремы для тела, шампуни. Российские товары считаются экологически чистыми, а в Китае наблюдается тренд на зеленую повестку: на рынке с большой готовностью принимается все зеленое, от чистых пластмасс до полезных продуктов питания. С косметикой есть свои риски: соревноваться придется не только с азиатскими производителями, но и с международными брендами.

Также в топе БАДы, разные добавки, фармакология. Я вижу потенциал в биофарме: еще полгода назад иностранным предприятиям было запрещено работать в этой сфере, а теперь можно, потому что стране нужны новые знания. Растут поставки технологических решений, российские разработчики пишут код для китайских компаний.

На этом все, выход на другие рынки — скорее исключение, чем правило.

У России хватает производственных мощностей, чтобы удовлетворить китайский спрос, в некоторых секторах даже с избытком. И объемы поставок иногда поражают. Так, мы отправляем в Китай 50% всего производимого в стране льна, 60% сои, 80% рапсового масла — оно непопулярно у нас, зато крайне востребовано в Китае.

Диджитализация, конкуренция и свой бренд: что нужно знать для работы в Поднебесной

РБК: А что в целом происходит с китайской экономикой?

А. М.: Китайская экономика находится в ситуации серьезной трансформации. Беспрецедентный рост 90-х и нулевых годов вряд ли повторится, темпы развития постепенно замедляются. Но дело не только в стагнации — происходит структурная перестройка. Экономика становится цифровой, растет технологичность производства. Диджитализация Китая не дань моде, а важная потребность.

Одна из причин изменений — падение производительности труда. Она достигла пика в 2016 году, что приводило к постоянным перегревам экономики и производству невостребованной продукции, и сейчас стала замедляться. Индекс менеджерской активности (PMI) регулярно падает до показателя ниже 50%. Многие предприятия неэффективны, особенно государственные.

Еще одна причина в том, что в стране становится все меньше трудоспособного населения. Сейчас в Китае около 350 млн человек не работают и получают пособия. Поэтому основная тенденция — сокращение участия человека в производстве.

Китай сталкивается со сложностями и во внешнем секторе экономики. Традиционная модель развития страны — интенсивный выход на зарубежные рынки. Сейчас рост за счет экспорта сдерживается США и Европой. Это мотивирует Китай искать новых партнеров в Юго-Восточной и Центральной Азии, Латинской Америке, Африке.

РБК: Что вы посоветуете предпринимателям, которые хотят открыть бизнес в Китае?

А. М.: Первый совет — запастись финансами. Китайский рынок переполнен товарами, конкуренция огромна. Чтобы постепенно продавливать рынок, первое время придется демпинговать. А для этого понадобится кредитное плечо.

Но продавать качественный товар в понятной для китайцев упаковке недостаточно. Важно зарегистрировать и начать продвигать торговую марку. Это поможет избежать ситуаций, когда бизнес отдает товар для реализации мелкому китайскому дистрибьютору, а он продает под одной и той же этикеткой как качественную, так и некачественную продукцию.

Есть много нюансов, с которыми самостоятельно разобраться будет трудно, поэтому хорошо бы обратиться к посреднику. А лучше вообще нанять местную команду. Это дорого, хорошие кадры в Китае ценятся выше, чем даже в Европе. Но так шансы на успех заметно вырастут.

Также можно обратить внимание на бондовые зоны — это специальные места, где можно производить товары и хранить их на складах без растаможивания. Пока такой преференцией пользуются в основном китайцы, но и для иностранцев в этом нет никаких ограничений.

РБК: Что важно знать об электронной коммерции в Китае? Какие площадки доступны, как с ними работать?

А. М.: Практически все в Китае продается онлайн. В режиме офлайн покупают только то, что важно увидеть и пощупать, в основном это касается продуктов.

В Китае работает три крупных и десятки более мелких электронных торговых площадок. Раньше выйти на них можно было только через крупных дистрибьюторов. Сейчас ситуация изменилась, и практически любая компания может сама напрямую выйти на онлайн-площадку.

Сложность в том, что у каждой платформы свои правила. К примеру, чтобы выйти на Tmall, нужно создать свой виртуальный магазин и начать работать с менеджерами. Это не слишком трудно, скорее просто непривычно для иностранцев.

Еще в Китае больше сотни соцсетей, около 20 из них — крупные: их посещают около 100 млн человек в день. Самые известные — WeChat, Baidu и Xiaohongshu. Большинство товаров раскручивается на стримах, поэтому в стране сильно ценится профессия инфлюенсера. Многие иностранные бизнесы это упускают.

РБК: Помогает ли государство российскому бизнесу, который выходит в Китай?

А. М.: На самом деле в России очень много делается для того, чтобы помогать бизнесу в выходе на китайский рынок. Хорошо работают консультации Минпромторга — они актуальны для крупных корпораций и производителей высокотехнологичной продукции. Развивается Российский экспортный центр и его региональные структуры, к примеру Московский экспортный центр. Они помогают участвовать в выставках и знакомиться с китайскими бизнесменами.

Также есть целый ряд бизнес-ассоциаций: Российско-Китайский деловой совет, Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей, Российско-Китайская Палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

Инициатив действительно много, и они помогают в главном — получить больше информации о работе на китайском рынке.

Поделитесь впечатлениями об этом номере в голосовом сообщении через Telegram-бот

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Еда – сердце ресторана, а музыка – его душа» «Еда – сердце ресторана, а музыка – его душа»

Звезда мировой гастрономической сферы Гагган Ананд – о дизайне впечатлений

Правила жизни
Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой

Средний уровень материнской смертности у макак не превышает и процента

N+1
Прагматичный подход Прагматичный подход

Почему крупный бизнес инвестирует в малый и как стартапы ответили на вызовы года

РБК
Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий

О том, как Заболоцкий в ГУЛАГе стал примером человеческого достоинства

СНОБ
Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров

Почему фермеры отказываются от разведения коров в пользу экзотических моллюсков

Forbes
Элементы красоты Элементы красоты

Как улучшить состояние кожи при кожных заболеваниях – рекомендации нутрициолога

Лиза
Яичное разнообразие Яичное разнообразие

Почему увеличивается интерес потребителя к нишевому яйцу

Агроинвестор
Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары

66% зон в мировых тропических лесах испытывают новые температурные режимы

N+1
К чему снятся крысы: толкование образа по сонникам и мнение психолога К чему снятся крысы: толкование образа по сонникам и мнение психолога

Процветание и изобилие или предательство и подлость — к чему снятся крысы?

Psychologies
3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара 3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара

Какие этапы проходят все влюбленные и что за опасности их подстерегают?

Psychologies
Ближний Восток в спирали войны Ближний Восток в спирали войны

Остановит ли иранский удар амбициозные планы Биньямина Нетаньяху?

Монокль
Уйти или остаться Уйти или остаться

Почему даже самым красивым знаменитостям изменяют партнеры

Лиза
Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют» Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют»

Актриса Ирина Темичева раскрывает секрет долгих и счастливых отношений

Maxim
Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow

На ярмарке Cosmoscow прошла дискуссия на тему вечного и актуального в искусстве

СНОБ
Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз» Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз»

Победа правящей в стране «Грузинской мечты» еще не окончательна

Forbes
Донорские кроветворные клетки оказались не склонны накапливать мутации после пересадки Донорские кроветворные клетки оказались не склонны накапливать мутации после пересадки

Клетки доноров оказались не склонны накапливать мутации

N+1
«Слава Богу, что я на земле без отчизны остался» «Слава Богу, что я на земле без отчизны остался»

Знал ли Бродский, стоя в аэропорту, что никогда больше не увидит родителей?

Дилетант
Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях

Рынок юаневых облигаций мог бы заменить закрытый рынок евробондов

Forbes
В стиле кантри В стиле кантри

Особенности деревенского стиля и правила оформления для каждой комнаты

Лиза
СЦБ – как много в буквах этих! Сигнализация, централизация, блокировка – «ГАИ» железной дороги СЦБ – как много в буквах этих! Сигнализация, централизация, блокировка – «ГАИ» железной дороги

СЦБ: как устроена регулировка железнодорожных путей

Наука и техника
Африканские маски в Москве Африканские маски в Москве

Маски, затягивающие в свой потаенный запредельный мир колдовства и мистики…

Знание – сила
Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
«Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман «Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман

«Криминальное чтиво»: создание и влияние культовой картины Тарантино

Правила жизни
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни

Без «нерасплавленных» астероидов на Земле не появилось бы жизни

ТехИнсайдер
Жизнь на Венере может развиваться в серной кислоте Жизнь на Венере может развиваться в серной кислоте

Биомолекулы, липиды, могут сохранять свою структуру в серной кислоте Венеры

ТехИнсайдер
Самец магота научился отпугивать сородичей хлопком в ладоши Самец магота научился отпугивать сородичей хлопком в ладоши

Магот из Леса обезьян в Рокамадуре изобрел новый для своего вида жест

N+1
Художник одной книги Художник одной книги

Художник Дмитрий Гутов: марксизм и художественнокритицизм

Weekend
Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР

Рассказываем о 5 выдающихся, но забытых изобретениях Страны Советов

ТехИнсайдер
Словно белка в колесе Словно белка в колесе

Мы часто делаем много дел за раз. Хорошо ли это для психики?

Лиза
Открыть в приложении