Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – силаКультура

«Художник обидеть может каждого!»

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Наш сегодняшний собеседник – известный режиссер Михаил Цитриняк. Начал он свой творческий путь еще в детстве, снявшись в дипломных картинах «Каток и скрипка» Андрея Тарковского и «Наполеон» Леонида Нечаева. После работы во МХАТе и театре имени М. Н. Ермоловой Михаил Цитриняк создал свой театр-студию под названием «Наш Театр». Ставил спектакли в Германии, преподавал в Театральном училище имени Б. В. Щукина, а также в Ирландии и Нидерландах, был креативным продюсером в кинокомпании «Мостелефильм» и телекомпании «Версия». Режиссировал любимый зрителями ностальгический телевизионный проект «Старая квартира», сериал «Не родись красивой».

Много лет выступает на эстраде в дуэте «Мастер Гриша» с Борисом Кинером. Является автором инсценировок, спектакли по которым идут в театрах России. Среди его недавних работ: «Онегин-блюз» по роману в стихах А. С. Пушкина (Театральное агентство «Арт-Партнер XXI», 2018), «Соломенная шляпка» по пьесе Э. Лабиша (Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова, 2020), «Люби меня нежно» по пьесе М. Уилмота «Шалаш любви» (Театральный центр «Вишневый сад», 2022), «Скамейка» по пьесе А. И. Гельмана (Продюсерский центр «М-АРТ», 2023).

Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Люби меня нежно». Фото Яна Овчинникова

Ответы мастера на вопросы нашего журнала – острые, во многом полемичные, открывающие разные грани и тайны профессии режиссера.

«Знание – Сила»: Михаил Григорьевич, был период, когда утверждалось, что кинематограф «отодвинет» театр на второй план. Сначала – Великий немой, позже – звуковой «конкурент». Позже стали полагать, что телевидение затмит театральную сцену. Сейчас на данную роль энергично претендует интернет. А театр все равно живет! За счет чего? Наверное, потому что он способен предложить то, что не по силам другим видам искусства или развлечений?

Михаил Цитриняк: Театр предлагает прямое общение зрителя и творца. Все, что подготовлено драматургом, режиссером, передается через артиста непосредственно – «в упор». И зритель за это благодарен, он не знает, кто драматург, предполагает, что режиссер – это тот, кто мешает актерам играть, ведь обычно именно в таком, карикатурном виде представляется человек этой профессии: что-то орет, размахивает руками. А артисты – милые люди: ходят по сцене, играют роли, а режиссер им мешает. И за это зритель любит артистов, а остальных «соучастников» постановки просто не знает. Это, конечно, шуточно-утрированно.

Существует известная поговорка: художника обидеть может каждый. Я говорю: художник обидеть может каждого. Абсолютно! И в первую очередь это касается артистов. Они отличаются тренированной нервной системой, мощнейшей, запускаемой в ту или в иную сторону. Я считаю, что женщины более подготовлены к данной профессии, нежели мужчины. С ними можно быстрее добиваться успехов, они быстрее учатся и так далее. Просто ролей для них меньше, но сейчас ситуация меняется. Кто у нас залы собирает? Мария Аронова, Олеся Железняк, Людмила Артемьева, Мария Порошина и другие представительницы прекрасного пола. Они определяют лицо нынешнего театра, их любят все: мужчины, женщины и дети.

Мы все хотим чуда! Ждем его всю жизнь! И вот сидим мы в зрительном зале, и перед нами, на наших глазах оно происходит. Настоящее!.. Не кто-то что-то отснял, подчистил, подправил восемь раз… Нет, прямо здесь. Помните фокус, когда из шляпы достают кролика, и зал замирает от восхищения? Так и с актерами, мы любим их за то, что они предоставляют нам возможность пережить незабываемые эмоции. Великое (не побоюсь преувеличения) достижение нашей страны – театр переживания, напрямую связанный с нелегкой работой именно режиссера. Конечно, артиста надо готовить, тренировать, обучать. Но режиссер здесь – главная фигура. Ему необходимо уметь анализировать, выстроить эпизод и, соответственно, весь спектакль. Решение эпизода – это часть решения всего спектакля, он должен быть направлен на воплощение замысла, идеи! Нельзя просто ориентироваться на то, что вот здесь смешно, а там – не очень. Артист, когда выходит на сцену, слышит только смех, тишину ему услышать гораздо труднее. Тишину можно только почувствовать… Если кто-то в зале хихикнул, актер будет думать, как ему сделать так, чтобы в другой раз хохотали.

«ЗС»: А трагедия? Слезы же не слышны?

М. Ц.: Вот тогда актеру становится трудно, сложно сориентироваться. Вот, к примеру, ставишь трагикомедию, а артист все время тянет в сторону комедии. Говоришь ему: «Дружище, не надо здесь делать смешно. Иди без точек, через запятую, через запятую – к кульминации». Артист не хочет с тобой ссориться и поэтому кивает: «Да-да-да». И все равно на первом же «хи-хи» будет обязательно делать шаг в эту сторону. А мы должны стремиться к тому, чтобы вызвать потрясение в зрительном зале: каждое движение, каждая реплика должна работать на основную идею. Катарсис – неизбежный спутник трагедии, начиная с древнегреческого театра. Если спектакль не вызвал у вас смеха или слёз, значит это был плохой спектакль!

«ЗС»: Но насколько публика готова внимать трагедии, а не комедии?

М. Ц.: Я публику никогда не обвиняю, она такая, какой мы ее делаем. Живой пример: познакомился с шофером такси по имени Максим, подружился с этим симпатичным парнем. Помогали друг другу в бытовых проблемах: я хранил у себя его вещи, когда ему негде было их оставить. Максим с невестой, а позже с супругой посетили все мои спектакли, сейчас у них растет малыш. Однажды он пришел на «Медею» Ж. Ануя в Вахтанговский. Тема пьесы предельно проста: супружеская измена. Можно отреагировать так: «Ну что же, встретил новую любовь, я тоже найду себе другого и буду с ним счастлива». Это – «дизайнерский» ответ на предательство. Так я это называю. Но в пьесе героиня в гневе убивает своих детей и сама погибает – это искусство. Дизайн призван успокаивать, а искусство – будоражить. Для меня Медея – это и есть Искусство! Но в сегодняшнем мире побеждает Дизайн… Так вот, поначалу спектакль Максима не «зацепил». По моему совету он прочитал мифологическую первооснову истории, и после второго просмотра «Медея» его глубоко тронула. По окончании спектаклей я всегда старался ответить на интересующие Максима вопросы. Мы и сейчас дружим, его жена Марина – прекрасный менеджер, помогает мне по рекламе, в работе с соцсетями…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми

Простые и полезные для повседневной жизни коучинговые упражнения

Psychologies
Братья Либа Братья Либа

Творчество братьев Либа разноцветной палитрой бушует между двумя точками

Afternoon Seasons of life
День бабушек и дедушек: 4 правила спокойного общения с пожилыми людьми День бабушек и дедушек: 4 правила спокойного общения с пожилыми людьми

Можно ли организовать общение с пожилыми родственниками спокойно?

Psychologies
Урок истории от военрука Макарыча Урок истории от военрука Макарыча

За что Зевсу объявили неполное служебное соответствие

Дилетант
Что такое «кофейный сон» и кому он поможет Что такое «кофейный сон» и кому он поможет

Почему иногда привычная чашка кофе перестает бодрить?

Psychologies
Ученые прошлого —   ученым настоящего Ученые прошлого —   ученым настоящего

Выпускники СПбГУ не раз становились лауреатами престижных премий

Санкт-Петербургский университет
Рождение матрешки Рождение матрешки

Секреты создания матрешек от фабрики из Сергиева Посада

КАНТРИ Русская азбука
Поры под контролем Поры под контролем

Как избавиться от расширенных пор?

Лиза
Он написал самоубийство Он написал самоубийство

Как цензурные запреты помогли «Вертеру» Гёте стать главным романом эпохи

Weekend
Богатство не для всех Богатство не для всех

Почему в мире растет разрыв в доходах

РБК
Дама с собачкой (или кошечкой) Дама с собачкой (или кошечкой)

Когда любовь к питомцу превращается в зависимость

Лиза
«В нашем браке есть все, кроме секса. Мужа устраивает, но я не могу с этим смириться»: нашей читательнице отвечает эксперт «В нашем браке есть все, кроме секса. Мужа устраивает, но я не могу с этим смириться»: нашей читательнице отвечает эксперт

Почему из отношений уходит то, ради чего их начинали мужчина и женщина?

Psychologies
«Газпром»: спасение достояния «Газпром»: спасение достояния

Возможные направления программы развития крупнейшей российской газовой компании

Монокль
Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов

Что такое цифровая усталость и почему люди переходят на кнопочные телефоны

Forbes
Вечная мания завоеваний Вечная мания завоеваний

Александр Великий: «разорванный» портрет героя

Знание – сила
Нефтяные качели Нефтяные качели

Что происходит с ценой на углеводороды

Деньги
Скрытая угроза Скрытая угроза

Как распознать финансовый абьюз и защититься от него

Лиза
Валерий Фокин — Forbes: «Театр — это митинг без ОМОНа» Валерий Фокин — Forbes: «Театр — это митинг без ОМОНа»

Валерий Фокин: власть опасается влияния театра на публику в сегодняшней ситуации

Forbes
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым

Пять книг, которые заинтересуют тех, кто готов взглянуть на детскую литературу

Maxim
Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться

Какие вещи стоит регулярно выбрасывать из дома?

VOICE
Палеонтологи нашли родственников европейских драконов-ольма в Казахстане Палеонтологи нашли родственников европейских драконов-ольма в Казахстане

У современных амфибий-драконов нашлись древние родственники

ТехИнсайдер
Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации

Что удерживает Ближний Восток от большой войны

Монокль
«Фильмы и сериалы о психотерапии могут многое рассказать о нас самих» «Фильмы и сериалы о психотерапии могут многое рассказать о нас самих»

Почему нам так интересны истории и фильмы, связанные с психотерапией?

Psychologies
Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой? Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?

«Круть»: Акела (Виктор Пелевин) на этот раз промахнулся

Правила жизни
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
«Время жить»: мелодрама с Флоренс Пью о борьбе с болезнью и партнерских отношениях «Время жить»: мелодрама с Флоренс Пью о борьбе с болезнью и партнерских отношениях

«Время жить»: мелодрама, ставшая пособием по здоровым отношениям

Forbes
О чем говорит форма бутылки вина О чем говорит форма бутылки вина

Почему у бутылок вина разные формы и что по ним можно узнать о напитке

СНОБ
«Я клоун по жизни». Актриса Ирина Горбачева о «Храбром сердце», продюсерском кино и духовных практиках «Я клоун по жизни». Актриса Ирина Горбачева о «Храбром сердце», продюсерском кино и духовных практиках

Ирина Горбачева — о любимых фильмах, сковывающих амплуа и эзотерике

СНОБ
Открыть в приложении