Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – силаКультура

«Художник обидеть может каждого!»

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Наш сегодняшний собеседник – известный режиссер Михаил Цитриняк. Начал он свой творческий путь еще в детстве, снявшись в дипломных картинах «Каток и скрипка» Андрея Тарковского и «Наполеон» Леонида Нечаева. После работы во МХАТе и театре имени М. Н. Ермоловой Михаил Цитриняк создал свой театр-студию под названием «Наш Театр». Ставил спектакли в Германии, преподавал в Театральном училище имени Б. В. Щукина, а также в Ирландии и Нидерландах, был креативным продюсером в кинокомпании «Мостелефильм» и телекомпании «Версия». Режиссировал любимый зрителями ностальгический телевизионный проект «Старая квартира», сериал «Не родись красивой».

Много лет выступает на эстраде в дуэте «Мастер Гриша» с Борисом Кинером. Является автором инсценировок, спектакли по которым идут в театрах России. Среди его недавних работ: «Онегин-блюз» по роману в стихах А. С. Пушкина (Театральное агентство «Арт-Партнер XXI», 2018), «Соломенная шляпка» по пьесе Э. Лабиша (Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова, 2020), «Люби меня нежно» по пьесе М. Уилмота «Шалаш любви» (Театральный центр «Вишневый сад», 2022), «Скамейка» по пьесе А. И. Гельмана (Продюсерский центр «М-АРТ», 2023).

Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Люби меня нежно». Фото Яна Овчинникова

Ответы мастера на вопросы нашего журнала – острые, во многом полемичные, открывающие разные грани и тайны профессии режиссера.

«Знание – Сила»: Михаил Григорьевич, был период, когда утверждалось, что кинематограф «отодвинет» театр на второй план. Сначала – Великий немой, позже – звуковой «конкурент». Позже стали полагать, что телевидение затмит театральную сцену. Сейчас на данную роль энергично претендует интернет. А театр все равно живет! За счет чего? Наверное, потому что он способен предложить то, что не по силам другим видам искусства или развлечений?

Михаил Цитриняк: Театр предлагает прямое общение зрителя и творца. Все, что подготовлено драматургом, режиссером, передается через артиста непосредственно – «в упор». И зритель за это благодарен, он не знает, кто драматург, предполагает, что режиссер – это тот, кто мешает актерам играть, ведь обычно именно в таком, карикатурном виде представляется человек этой профессии: что-то орет, размахивает руками. А артисты – милые люди: ходят по сцене, играют роли, а режиссер им мешает. И за это зритель любит артистов, а остальных «соучастников» постановки просто не знает. Это, конечно, шуточно-утрированно.

Существует известная поговорка: художника обидеть может каждый. Я говорю: художник обидеть может каждого. Абсолютно! И в первую очередь это касается артистов. Они отличаются тренированной нервной системой, мощнейшей, запускаемой в ту или в иную сторону. Я считаю, что женщины более подготовлены к данной профессии, нежели мужчины. С ними можно быстрее добиваться успехов, они быстрее учатся и так далее. Просто ролей для них меньше, но сейчас ситуация меняется. Кто у нас залы собирает? Мария Аронова, Олеся Железняк, Людмила Артемьева, Мария Порошина и другие представительницы прекрасного пола. Они определяют лицо нынешнего театра, их любят все: мужчины, женщины и дети.

Мы все хотим чуда! Ждем его всю жизнь! И вот сидим мы в зрительном зале, и перед нами, на наших глазах оно происходит. Настоящее!.. Не кто-то что-то отснял, подчистил, подправил восемь раз… Нет, прямо здесь. Помните фокус, когда из шляпы достают кролика, и зал замирает от восхищения? Так и с актерами, мы любим их за то, что они предоставляют нам возможность пережить незабываемые эмоции. Великое (не побоюсь преувеличения) достижение нашей страны – театр переживания, напрямую связанный с нелегкой работой именно режиссера. Конечно, артиста надо готовить, тренировать, обучать. Но режиссер здесь – главная фигура. Ему необходимо уметь анализировать, выстроить эпизод и, соответственно, весь спектакль. Решение эпизода – это часть решения всего спектакля, он должен быть направлен на воплощение замысла, идеи! Нельзя просто ориентироваться на то, что вот здесь смешно, а там – не очень. Артист, когда выходит на сцену, слышит только смех, тишину ему услышать гораздо труднее. Тишину можно только почувствовать… Если кто-то в зале хихикнул, актер будет думать, как ему сделать так, чтобы в другой раз хохотали.

«ЗС»: А трагедия? Слезы же не слышны?

М. Ц.: Вот тогда актеру становится трудно, сложно сориентироваться. Вот, к примеру, ставишь трагикомедию, а артист все время тянет в сторону комедии. Говоришь ему: «Дружище, не надо здесь делать смешно. Иди без точек, через запятую, через запятую – к кульминации». Артист не хочет с тобой ссориться и поэтому кивает: «Да-да-да». И все равно на первом же «хи-хи» будет обязательно делать шаг в эту сторону. А мы должны стремиться к тому, чтобы вызвать потрясение в зрительном зале: каждое движение, каждая реплика должна работать на основную идею. Катарсис – неизбежный спутник трагедии, начиная с древнегреческого театра. Если спектакль не вызвал у вас смеха или слёз, значит это был плохой спектакль!

«ЗС»: Но насколько публика готова внимать трагедии, а не комедии?

М. Ц.: Я публику никогда не обвиняю, она такая, какой мы ее делаем. Живой пример: познакомился с шофером такси по имени Максим, подружился с этим симпатичным парнем. Помогали друг другу в бытовых проблемах: я хранил у себя его вещи, когда ему негде было их оставить. Максим с невестой, а позже с супругой посетили все мои спектакли, сейчас у них растет малыш. Однажды он пришел на «Медею» Ж. Ануя в Вахтанговский. Тема пьесы предельно проста: супружеская измена. Можно отреагировать так: «Ну что же, встретил новую любовь, я тоже найду себе другого и буду с ним счастлива». Это – «дизайнерский» ответ на предательство. Так я это называю. Но в пьесе героиня в гневе убивает своих детей и сама погибает – это искусство. Дизайн призван успокаивать, а искусство – будоражить. Для меня Медея – это и есть Искусство! Но в сегодняшнем мире побеждает Дизайн… Так вот, поначалу спектакль Максима не «зацепил». По моему совету он прочитал мифологическую первооснову истории, и после второго просмотра «Медея» его глубоко тронула. По окончании спектаклей я всегда старался ответить на интересующие Максима вопросы. Мы и сейчас дружим, его жена Марина – прекрасный менеджер, помогает мне по рекламе, в работе с соцсетями…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора

Про 15 базовых терминов, которые позволят вам стать Волком с Уолл-Стрит

Maxim
Простыня и искусство Простыня и искусство

Текстиль как новый модный материал

Weekend
Иваново: А что вокруг? Иваново: А что вокруг?

Какие сокровища таит в себе Ивановская область

КАНТРИ Русская азбука
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Чем заняться, если скучно: 70 действенных советов Чем заняться, если скучно: 70 действенных советов

Заскучали, но не знаете, чем себя занять? Большая подборка развлечений

РБК
Художник одной книги Художник одной книги

Художник Дмитрий Гутов: марксизм и художественнокритицизм

Weekend
Скрытые повреждения Скрытые повреждения

Хотя Франция отпустила Алжир, война её не отпускала и разъедала изнутри...

Дилетант
10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение 10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение

Какие бьюти-рекомендации выдержали испытание временем.

VOICE
Нажать «рестарт» Нажать «рестарт»

Камбэк и новый вектор развития бренда Victoria Andreyanova

Grazia
«Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши «Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши

«Джекпот» — лучший фильм Александра Ханта

СНОБ
Новый коллектив Новый коллектив

10 правил, чтобы быстро освоиться и стать своей в новом рабочем коллективе

Лиза
Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин

Как перестать сближаться с теми, кто приносит лишь боль и разочарование?

Psychologies
Тайны цирковой династии Кио Тайны цирковой династии Кио

Разобраться в хитросплетениях семейных связей династии Кио очень нелегко

Коллекция. Караван историй
Стенка на стенку Стенка на стенку

Если уж чем-то и мериться, то почему бы не... кремлями!

КАНТРИ Русская азбука
Хронология событий Хронология событий

Алжирская война длилась с 1954 по 1962 год, но началось всё гораздо раньше

Дилетант
Цена слова Цена слова

Долгое время конфликт 1954–1962 годов оставался для Франции просто «событиями»

Дилетант
Дорогу главной! Дорогу главной!

7 прав, которые у тебя есть при встрече с инспектором ГАИ

Лиза
Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов

Что такое цифровая усталость и почему люди переходят на кнопочные телефоны

Forbes
Еду в Магадан Еду в Магадан

Куда отправиться в Магаданской области за невероятными впечатлениями?

Лиза
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Поры под контролем Поры под контролем

Как избавиться от расширенных пор?

Лиза
Великое в малом Великое в малом

Мы сошли с проторенной дорожки и побывали в старинных маленьких городах

Лиза
«Вступление Иоанна IV в Казань» «Вступление Иоанна IV в Казань»

Взятие Казани стало триумфом молодого Ивана Грозного

Дилетант
Профессия Профессия

Смешные, дикие и просто увлекательные истории от агентов известных актеров

Правила жизни
Павел Попов. Прыгнуть в свой страх, чтобы победить Павел Попов. Прыгнуть в свой страх, чтобы победить

Почему сегодня модные фильмы и сериалы не обходятся без артиста Павла Попова?

Караван историй
«Вдох-выдох — тут уже есть повтор» «Вдох-выдох — тут уже есть повтор»

Как из повторов рождаются стихи и что с ними делают разные авторы

Weekend
Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни

Без «нерасплавленных» астероидов на Земле не появилось бы жизни

ТехИнсайдер
Азия в фокусе Азия в фокусе

Куда поехать осенью за теплом и морем – выбрали 5 достойных внимания направлений

Лиза
Открыть в приложении