Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – силаКультура

«Художник обидеть может каждого!»

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Наш сегодняшний собеседник – известный режиссер Михаил Цитриняк. Начал он свой творческий путь еще в детстве, снявшись в дипломных картинах «Каток и скрипка» Андрея Тарковского и «Наполеон» Леонида Нечаева. После работы во МХАТе и театре имени М. Н. Ермоловой Михаил Цитриняк создал свой театр-студию под названием «Наш Театр». Ставил спектакли в Германии, преподавал в Театральном училище имени Б. В. Щукина, а также в Ирландии и Нидерландах, был креативным продюсером в кинокомпании «Мостелефильм» и телекомпании «Версия». Режиссировал любимый зрителями ностальгический телевизионный проект «Старая квартира», сериал «Не родись красивой».

Много лет выступает на эстраде в дуэте «Мастер Гриша» с Борисом Кинером. Является автором инсценировок, спектакли по которым идут в театрах России. Среди его недавних работ: «Онегин-блюз» по роману в стихах А. С. Пушкина (Театральное агентство «Арт-Партнер XXI», 2018), «Соломенная шляпка» по пьесе Э. Лабиша (Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова, 2020), «Люби меня нежно» по пьесе М. Уилмота «Шалаш любви» (Театральный центр «Вишневый сад», 2022), «Скамейка» по пьесе А. И. Гельмана (Продюсерский центр «М-АРТ», 2023).

Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Люби меня нежно». Фото Яна Овчинникова

Ответы мастера на вопросы нашего журнала – острые, во многом полемичные, открывающие разные грани и тайны профессии режиссера.

«Знание – Сила»: Михаил Григорьевич, был период, когда утверждалось, что кинематограф «отодвинет» театр на второй план. Сначала – Великий немой, позже – звуковой «конкурент». Позже стали полагать, что телевидение затмит театральную сцену. Сейчас на данную роль энергично претендует интернет. А театр все равно живет! За счет чего? Наверное, потому что он способен предложить то, что не по силам другим видам искусства или развлечений?

Михаил Цитриняк: Театр предлагает прямое общение зрителя и творца. Все, что подготовлено драматургом, режиссером, передается через артиста непосредственно – «в упор». И зритель за это благодарен, он не знает, кто драматург, предполагает, что режиссер – это тот, кто мешает актерам играть, ведь обычно именно в таком, карикатурном виде представляется человек этой профессии: что-то орет, размахивает руками. А артисты – милые люди: ходят по сцене, играют роли, а режиссер им мешает. И за это зритель любит артистов, а остальных «соучастников» постановки просто не знает. Это, конечно, шуточно-утрированно.

Существует известная поговорка: художника обидеть может каждый. Я говорю: художник обидеть может каждого. Абсолютно! И в первую очередь это касается артистов. Они отличаются тренированной нервной системой, мощнейшей, запускаемой в ту или в иную сторону. Я считаю, что женщины более подготовлены к данной профессии, нежели мужчины. С ними можно быстрее добиваться успехов, они быстрее учатся и так далее. Просто ролей для них меньше, но сейчас ситуация меняется. Кто у нас залы собирает? Мария Аронова, Олеся Железняк, Людмила Артемьева, Мария Порошина и другие представительницы прекрасного пола. Они определяют лицо нынешнего театра, их любят все: мужчины, женщины и дети.

Мы все хотим чуда! Ждем его всю жизнь! И вот сидим мы в зрительном зале, и перед нами, на наших глазах оно происходит. Настоящее!.. Не кто-то что-то отснял, подчистил, подправил восемь раз… Нет, прямо здесь. Помните фокус, когда из шляпы достают кролика, и зал замирает от восхищения? Так и с актерами, мы любим их за то, что они предоставляют нам возможность пережить незабываемые эмоции. Великое (не побоюсь преувеличения) достижение нашей страны – театр переживания, напрямую связанный с нелегкой работой именно режиссера. Конечно, артиста надо готовить, тренировать, обучать. Но режиссер здесь – главная фигура. Ему необходимо уметь анализировать, выстроить эпизод и, соответственно, весь спектакль. Решение эпизода – это часть решения всего спектакля, он должен быть направлен на воплощение замысла, идеи! Нельзя просто ориентироваться на то, что вот здесь смешно, а там – не очень. Артист, когда выходит на сцену, слышит только смех, тишину ему услышать гораздо труднее. Тишину можно только почувствовать… Если кто-то в зале хихикнул, актер будет думать, как ему сделать так, чтобы в другой раз хохотали.

«ЗС»: А трагедия? Слезы же не слышны?

М. Ц.: Вот тогда актеру становится трудно, сложно сориентироваться. Вот, к примеру, ставишь трагикомедию, а артист все время тянет в сторону комедии. Говоришь ему: «Дружище, не надо здесь делать смешно. Иди без точек, через запятую, через запятую – к кульминации». Артист не хочет с тобой ссориться и поэтому кивает: «Да-да-да». И все равно на первом же «хи-хи» будет обязательно делать шаг в эту сторону. А мы должны стремиться к тому, чтобы вызвать потрясение в зрительном зале: каждое движение, каждая реплика должна работать на основную идею. Катарсис – неизбежный спутник трагедии, начиная с древнегреческого театра. Если спектакль не вызвал у вас смеха или слёз, значит это был плохой спектакль!

«ЗС»: Но насколько публика готова внимать трагедии, а не комедии?

М. Ц.: Я публику никогда не обвиняю, она такая, какой мы ее делаем. Живой пример: познакомился с шофером такси по имени Максим, подружился с этим симпатичным парнем. Помогали друг другу в бытовых проблемах: я хранил у себя его вещи, когда ему негде было их оставить. Максим с невестой, а позже с супругой посетили все мои спектакли, сейчас у них растет малыш. Однажды он пришел на «Медею» Ж. Ануя в Вахтанговский. Тема пьесы предельно проста: супружеская измена. Можно отреагировать так: «Ну что же, встретил новую любовь, я тоже найду себе другого и буду с ним счастлива». Это – «дизайнерский» ответ на предательство. Так я это называю. Но в пьесе героиня в гневе убивает своих детей и сама погибает – это искусство. Дизайн призван успокаивать, а искусство – будоражить. Для меня Медея – это и есть Искусство! Но в сегодняшнем мире побеждает Дизайн… Так вот, поначалу спектакль Максима не «зацепил». По моему совету он прочитал мифологическую первооснову истории, и после второго просмотра «Медея» его глубоко тронула. По окончании спектаклей я всегда старался ответить на интересующие Максима вопросы. Мы и сейчас дружим, его жена Марина – прекрасный менеджер, помогает мне по рекламе, в работе с соцсетями…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла

Физики поставили под сомнение причины, по которым возникает эффект Холла

N+1
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Новым деньгам новые ставки Новым деньгам новые ставки

Банки устроили процентные гонки

Деньги
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях

Почему инвестировать в женские проекты выгодно?

Forbes
Агродроны облетают российские поля Агродроны облетают российские поля

Как БПЛА помогают сельхозпредприятиям экономить

Агроинвестор
Главные новые музыкальные альбомы осени-2024 Главные новые музыкальные альбомы осени-2024

«Сноб» рассказывает о самых ожидаемых альбомах этой осени

СНОБ
Недвижимость Недвижимость

Российские девелоперы удивляют яркими проектами мирового уровня

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Портрет неизвестного Портрет неизвестного

Кто решает, какое произведение искусства называть шедевром?

СНОБ
Холли, где твой щит? Холли, где твой щит?

«Холли» Фин Трох: социальная мистика из Бельгии

Weekend
Два века перемен: перипетии исторической памяти об Отечественной войне 1812 года Два века перемен: перипетии исторической памяти об Отечественной войне 1812 года

Как Отечественная война 1812 года закрепилась в сознании людей?

Знание – сила
Роликовые кроссовки и водный велосипед: гениальные изобретения ученых, способные изменить жизнь человека Роликовые кроссовки и водный велосипед: гениальные изобретения ученых, способные изменить жизнь человека

Ежедневно ученые изобретают приспособления и устройства, чтобы изменить жизнь

ТехИнсайдер
Бурлацкий стан Бурлацкий стан

Чем знаменито село Ширяево в Самарской области?

Отдых в России
Что такое айран и чем он полезен Что такое айран и чем он полезен

Айран — турецкий напиток, полюбившийся во всем мире

РБК
Плакун-трава Плакун-трава

Яркий акцент пейзажа, как вызов цветовому постоянству — это зацвёл дербенник!

Наука и жизнь
От любви до ненависти и обратно От любви до ненависти и обратно

Советская интеллигенция возмутилась разносами, которые Хрущёв устроил художникам

Дилетант
«Мама, ты ломаешь меня»: с чего начинается травма детства «Мама, ты ломаешь меня»: с чего начинается травма детства

Как формируется детская травма и за что несут ответственность родители?

Psychologies
Получено экспериментальное подтверждение квантовой природы сознания Получено экспериментальное подтверждение квантовой природы сознания

Возможно, сознание связано с квантовыми процессами в микротрубочках нейронов

ТехИнсайдер
«Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные» «Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные»

Что мы знаем о технологии судостроительства XVII?

N+1
Уроки смыло наводнением: как климатический кризис мешает школьникам хорошо учиться Уроки смыло наводнением: как климатический кризис мешает школьникам хорошо учиться

Наиболее яркие примеры влияния погоды на образовательный процесс

Forbes
«Десять жизней Мариам»: роман о женщине, которая дождалась отмены рабства «Десять жизней Мариам»: роман о женщине, которая дождалась отмены рабства

Глава из книги «Десять жизней Мариам»

Forbes
10 доступных практик на каждый день, которые помогут сохранить устойчивость в непростые времена 10 доступных практик на каждый день, которые помогут сохранить устойчивость в непростые времена

Казалось бы, маленькие шаги — та основа, на которой все и держится

Psychologies
Куда поедут российские шрот и жом Куда поедут российские шрот и жом

Пошлины на импорт продукта в ЕС могут привести к профициту на внутреннем рынке

Агроинвестор
С гробом по жизни С гробом по жизни

«Джанго»: один из самых жестоких вестернов в истории

Weekend
Культ удовольствия Культ удовольствия

Гедонизм — это хорошо или плохо?

Добрые советы
«Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе «Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе

Почему на самом деле в советах директоров или среди СЕО так мало женщин

Forbes
Правильные слова Правильные слова

Сегодня наш язык снова меняется. Действительно ли он при этом портится?

Вокруг света
Елена Проклова: «Я имею право жить не так, как надо, а как хочу» Елена Проклова: «Я имею право жить не так, как надо, а как хочу»

Лена, какие-то утяжелители возьми, нельзя же так порхать по жизни

Коллекция. Караван историй
Почему Ozempic подходит не каждому Почему Ozempic подходит не каждому

Почему Ozempic не может подойти всем, и вопрос вовсе не в высокой стоимости

ТехИнсайдер
Открыть в приложении