Перевести дух
Студенты готовы начать свое дело лишь через пять лет после окончания вуза

Каждый второй российский студент собирается стать предпринимателем, но только через пять лет после завершения обучения. Тех, кто готов открыть свое дело сразу после окончания вуза, — в два раза меньше. К такому выводу пришла российская команда проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов», опубликовавшая недавно результаты своей работы.
Об исследовании
Международный исследовательский проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) проводится с 2003 года. С февраля по июнь 2023 года российская команда собирала данные 4668 студентов 13 вузов. Большинство респондентов — молодые люди моложе 24 лет (93%), обучаются на бакалавриате (77%), изучают экономику и менеджмент (48,6%). Всего в глобальном исследовании за 2023 год приняли участие представители 57 стран.
Бизнес-план на карьеру
Интерес к исследованию предпринимательского духа как драйвера экономики подогревается внешними факторами и изменениями, поясняют «РБК Трендам» авторы работы. Готовность молодежи открывать бизнес выглядит позитивной возможностью для рынка, в том числе с точки зрения инновационного потенциала. Большинство респондентов отметили, что идея их будущего дела связана с технологиями, в частности с искусственным интеллектом.
Представление о том, что молодежь склонна воплощать нетривиальные замыслы и открыта к сотрудничеству, рождается самой студенческой средой. Особая ценность университета заключается в обмене знаниями и ресурсами, который необходим потенциальным предпринимателям для преодоления кризисов. По мнению команды исследователей, гибкость и готовность идти на риски помогает молодежи работать в условиях неопределенности.
Для самих студентов карьера предпринимателя кажется логичным продолжением профессионального пути. С важным уточнением: большинство респондентов после вуза хотят сначала устроиться на работу по найму — в крупные и средние компании. Лишь набравшись опыта, они потенциально готовы переключиться на собственный бизнес: более 40% опрошенных планируют открыть свою фирму. Образ предпринимателя в глазах молодежи связан с представлениями о статусности — именно этот мотив движет большинством действующих студентов-бизнесменов.
С вузовской скамьи
Повышение привлекательности предпринимательства как карьерной траектории — одна из задач, которая решается сегодня университетами. Инфраструктура вуза, помогающая студенту разобраться в рисках, наладить контакты, привить бизнес-мышление, — важный фактор для вхождения в эту сферу. В России учат предпринимательству в рамках вузовских направлений подготовки, на программах допобразования и специальных курсах, в корпоративных университетах. В последнее время значительно выросло количество комплексных образовательных программ.
В частности, действует федеральная программа «Стартап как диплом», позволяющая студентам защищать бизнес-проект в качестве выпускной работы. Развивается сеть вузовских бизнес-инкубаторов, предпринимательских центров, создаются наставнические программы, действуют грантовые проекты. Студентам помогают с разработкой прототипов и коммерциализацией технологий.
Несмотря на положительную динамику, российскому образованию необходимо еще эффективнее использовать форматы бизнес-обучения. У 66% опрошенных студентов не было курсов по предпринимательству. В числе трудностей в области бизнес-образования эксперты отмечают «отсутствие опыта предпринимательства у преподавателей, отсутствие механизма сотрудничества вузов со стейкхолдерами из предпринимательской среды и отсутствие интереса к развитию региональных предпринимательских экосистем».
Галина Широкова, лидер национальной команды исследователей GUESSS, профессор, директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ, в разговоре с «РБК Трендами» подчеркивает, что университетская среда помогает обучающимся приобретать и развивать человеческий, социальный и финансовый капитал:
- «Самое сильное влияние на предпринимательские намерения и активность студентов оказывают внеучебная деятельность и развитие социального капитала, особенно в странах с коллективистской культурой и высокой дистанцией власти, к которым относится и наша страна. И это понятно, так как молодые люди чувствуют себя более уверенно в своих предпринимательских усилиях, когда видят поддержку и позитивный пример».
Одобрение и статус
Отдельное внимание в исследовании уделялось влиянию на бизнес-намерения студентов их семей и социокультурного контекста. Неудивительно, что дети предпринимателей охотнее примеряют на себя роль предпринимателей. Российские студенты чаще рассматривают семейное дело как стартовую площадку, возможность набраться опыта. Для мировой практики характерна обратная тенденция: в семейный бизнес приходят после сторонней работы.
Если говорить о содержательных предпочтениях, то треть будущих предпринимателей хотели бы открыть свое дело в сфере услуг. Популярностью пользуются также области интеллектуальной деятельности и производства товаров.
Конечно, размышления о будущем бизнесе не являются гарантией его запуска. Доля активных предпринимателей среди опрошенных студентов составляет около 12%. Большинство из них основали свое дело недавно: в 2023-м или 2022 году. В их фирмах в среднем работают три человека, а большая доля собственности сосредоточена в руках самих предпринимателей.
- «Несмотря на то что на уровне правительства постоянно говорят о поддержке малого бизнеса, проблем еще очень много, — утверждает Галина Широкова. — Сейчас мы находимся в уникальной бизнес-среде, где появилось огромное количество новых бизнес-возможностей, нужно только помочь молодым людям направить их уникальные знания и энергию в нужное русло. Что касается мирового опыта, то нам нужны такие экосистемы, как Кремниевая долина, в которой бы процветал дух предпринимательства, независимости, молодости и энергии, где молодые люди чувствовали бы себя свободно и могли развивать любые, самые амбициозные идеи».
По мнению экспертов, для того чтобы идеи дошли до реального воплощения, студентам необходимо видеть успешные ролевые модели практиков — в том числе благодаря развитию профессиональных ассоциаций. Доступ к ресурсам и эмоциональная поддержка — вот что подпитывает сегодня предпринимательский дух, считают авторы исследования.
Предпринимательский дух студентов в цифрах и планах
- 59% студентов сразу после окончания учебы видят начало своего карьерного пути в качестве наемных работников, 20% — в качестве предпринимателей;
- 41,5% студентов хотят стать предпринимателями через пять лет после получения диплома — это на 11,5% превышает аналогичный показатель по международной выборке;
- 20% составляет среди студентов доля потенциальных предпринимателей (тех, кто уже пытается открыть собственный бизнес) — это на
- 25,7% ниже показателя в рамках международной выборки;
- 12% составляет доля активных предпринимателей (тех, кто уже ведет собственный бизнес), что незначительно превышает аналогичный показатель в рамках международной выборки;
- 66,1% студентов заявили, что у них вообще не было курсов по предпринимательству, — это выше показателя по международной выборке (58,8%);
- 33% опрошенных студентов были из предпринимательских семей, при этом доля студентов — будущих предпринимателей, у которых хотя бы кто-то из родителей ведет собственный бизнес, составляет 49 против 38% студентов из непредпринимательских семей;
- в России наблюдается тенденция к сокращению доли студентов, рассматривающих для себя карьеру предпринимателя как сразу после учебы, так и через пять лет после окончания вуза (по сравнению с 2021 годом сокращение на 2,6 и 0,7% соответственно), что отражает ситуацию и по международной выборке.
Источник: «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет GUESSS. Россия, 2023».
Фото: Fortton / Shutterstock / FOTODOM, Olivergotting / Pixabay
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl