О начинающейся в России рецессии и о том, как ее избежать

МонокльБизнес

«Таргет консервирует экономику, а нам нужны изменения»

Главный научный сотрудник Института экономики РАН и Института проблем развития науки РАН Олег Сухарев — о росте экономики выше и ниже потенциала, о начинающейся в России рецессии и о том, как ее избежать

Алексей Долженков

Главный научный сотрудник Института экономики РАН и Института проблем развития науки РАН Олег Сухарев. Олег Сердечников

На фоне намечающейся рецессии дискуссия вокруг чрезвычайно жесткой денежно-кредитной политики Банка России обостряется все сильнее. От заседания совета директоров 6 июня ждут снижения ключевой ставки хотя бы на 1 п. п., но на фоне замедляющейся инфляции инфляционные ожидания растут, а регулятор неоднократно говорил, что ориентируется в своих действиях на ожидания.

Рассказать о текущей ситуации, о роли в ней монетарной политики ЦБ и об альтернативном варианте — как за счет диверсификации ключевой ставки и синхронизации ДКП с промышленной политикой избежать рецессии — мы попросили главного научного сотрудника Института экономики РАН и Института проблем развития науки РАН Олега Сухарева.

Олег Сухарев — известный специалист в области институциональной экономики, макроэкономической политики и теории экономического роста, он внес свой вклад в создание нового научного направления «экономика технологий». Олег Сергеевич является представителем научной школы академика Сергея Глазьева.

— Мы уже получили спад в экономике в первом квартале и, по многим прогнозам, получим во втором. А спад два квартала подряд — это уже классическое определение рецессии. Насколько достоверна эта картина, по вашей оценке, и увидим ли мы снижение ВВП по итогам года?

— Если не будет принят ряд мер, вполне реально получить и снижение ВВП по итогам года. Чрезвычайно жесткая монетарная политика, которая держится уже два с небольшим года (и повторялась многократно в истории России за последние тридцать лет), оказывается сильнее стимулирования со стороны отраслевой бюджетной политики, которая обеспечила нам рост 2023 и 2024 годов. Стоит отметить, что рецессионные явления для российской экономики вполне прогнозировались. Столь высокая процентная ставка, удерживаемая так долго, блокирует подключение кредитных возможностей.

Даже если инвестирование происходит за счет собственных средств, а не за счет кредита, процесс упирается в нехватку этих средств, что в конечном счете провоцирует повышение цен. Причем кредитование отсекается в том числе для пополнения оборотных средств. Это, естественно, вызывает финансовые трудности, что сначала приводит к торможению производства, а потом может привести и к его сокращению с вытекающим увольнением сотрудников и в итоге к полномасштабной рецессии.

Причем объяснение, что у нас все инвестиции осуществляются за счет собственных средств, а не за счет кредита, и что высокая процентная ставка не оказывают влияния на инвестиции, научно не обосновано. Чтобы расширить инвестиции, зависимые от собственных средств, нужно получить собственные средства (нарастить их), а это означает либо увеличить производство, что проблематично при трудностях с оборотными средствами, либо повысить цену — что и происходит.

— Однако Банк России часто прибегает именно к этому аргументу. Он неправ?

— Процентная ставка влияет на инвестирование, сокращая его. Но высокая процентная ставка еще и угнетает потребление, то есть сдавливает платежеспособный спрос, и этот канал усиливает негативное влияние, связанное с недоинвестированием. Оба канала — снижение спроса и инвестиций — усиливают друг друга и работают исключительно на снижение ВВП. Если ничего не предпринимать, рост экономики сначала притормаживается, а в конце концов становится отрицательным.

Здесь я бы хотел вспомнить замечательную статью нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана «Депрессии — это нечто иное». Она переведена на русский язык. Он в ней дал интересное определение депрессии (продолжительный экономический спад, который является результатом снижения экономической активности. — «Монокль»). Пол Кругман написал, что депрессия — это развитие экономики ниже своих потенциальных возможностей. Если следовать этому определению, то Россия почти никогда и не выходила из депрессии.

Без инновация, но с инфляцией

— В свежем опросе ЦБ говорится, что ожидаемые средние темпы роста потенциального ВВП России (максимальный уровень, который экономика может достичь при полной занятости ресурсов) в 2028–2032 годах составят 1,2–2,4 процента. Если я правильно помню, в предыдущие годы различные экономисты оценивали текущий уровень этого показателя в 1,5–2 процента.

— Давайте не о максимальном уровне (потенциальном ВВП) рассуждать, а о реальном. Стабильно мы начали превосходить темп в три процента только в 2023–2024 годах. И когда начала проводиться жесткая монетарная политика, ряд экономистов, включая и вашего покорного слугу, предупреждали, что в конце концов она приведет к рецессии. Такая же политика (похожая по стилистике) проводилась с 2009 года, и к 2015 году она втащила страну в рецессию.

В отличие от того периода к текущему моменту были внесены изменения в налоговую систему, есть различные преференции и стимулы для реального сектора. Но сработают они или нет — это большой вопрос. В классической капиталистической экономике очень важно, чтобы работал кредит, чтобы банковская система активно работала с реальным сектором, с промышленностью, с обработкой — кредитовала, авансировала развитие и инновации. Об инновациях много говорится, но они не пойдут, если не будет авансового капитала. С такими процентами по кредитам, как сейчас, предприятиям, реальному сектору, обработке не до инноваций — выжить бы. Им и оборотные средства для обеспечения текущей деятельности сейчас сложно получить, что же говорить об инновациях. Поэтому, по сути, и замерла в 2024 году инновационная динамика, а это уже стагнационный симптом.

Обычно любая инновация является редким благом, а редкое благо требует особых ресурсов, знаний, интеллекта, часто НИОКР, а это все затратные вещи. Поэтому цена на инновационные блага, будь то инновационный продукт или новая технология, высокая. Соответственно, инновационная динамика формирует повышательную динамику цен, потому что она создает, генерирует редкие товары.

При этом сейчас у нас кредит обрезан, а собственные средства ориентируются только на текущую ситуацию. Профинансировать серьезные инновации становится невозможно.

— Неужели все так плохо?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами

Какую Москву хочет построить Сергей Собянин?

Монокль
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку

Иван Ефремов оставался признанным классиком жанра и при жизни, и после смерти

Наука и техника
Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию

Дональд Трамп хочет, чтобы в США приезжали только высококвалифицированные кадры

Ведомости
У банков появился интеллект. Искусственный У банков появился интеллект. Искусственный

Крупнейшие банки почти достигли пределов развития в финансовой сфере

Монокль
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Кардиналы визажа Кардиналы визажа

Как менялись мейкап-тенденции в ХХ–ХХI веках

Moodboard
Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег

Вещи из СССР, которые можно продать и получить за них кругленькую сумму

ТехИнсайдер
Возвращение Электроника Возвращение Электроника

Дискомфорт, связанный с цифровизацией, не только российская проблема

Ведомости
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Открыть в приложении