Андрей Баранников — о зумерах, искусственном интеллекте и национальной повестке
Гендиректор SPN Communications и организатор форума Baltic Weekend Андрей Баранников рассказал «Снобу» о том, как встраивание в национальную повестку помогает бизнесу налаживать коммуникацию со своей аудиторией, что нельзя и что нужно доверять ИИ в сфере коммуникации, почему выбор верного языка для общения с зумерами — одна из приоритетных задач для бизнеса и где для бизнесмена заканчиваются границы искренности со своей аудиторией.
Какие тренды есть в выстраивании эффективной коммуникации между компаниями и потребителями в 2024 году?
Принципиальных отличий от 2023 года я не наблюдаю. Тренды привычны для нас: это общение напрямую с потребителями, коммуникация со СМИ и выстраивание диджитал-блока, то есть плотная работа с соцсетями. За последние два года эта работа претерпела изменения в том, что касается ресурсов компании Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) — ее запретили в России. Важный момент последних двух лет — появление очень интересных отечественных продуктов и брендов. Интересно наблюдать за тем, как хорошо они выстраивают коммуникацию с потребителями буквально с нуля, как завоевывают доверие.
Что усложняет коммуникацию между компаниями и потребителями в 2024 году?
Во-первых, блокировка некоторых информационных ресурсов на территории России, о чем я уже сказал. Во-вторых, речь правильнее вести не об усложнении коммуникации, а о смене инструментов для ее ведения. В первую очередь я говорю сейчас о рынке социальных сетей. В нашу жизнь активно входит Telegram — это наша «палочка-выручалочка». Мы узнаем буквально обо всех новостях благодаря push-уведомлениям из Telegram-каналов. Конечно, в классических СМИ информация подается более подробно и правдиво, но с точки зрения оперативности у Telegram нет конкурентов.
В России эта история заработала едва ли не раньше, чем где-либо в мире. Еще несколько лет назад я ездил на конференцию PR-специалистов и объяснял моим коллегам, как работает Telegram, показывал его преимущества и потенциал. Коллеги не понимали, что мессенджер может быть источником информации. Никто не думал, что появятся крупные каналы, посвященные определенным тематикам, персонам или компаниям. В этом плане Россия — впереди планеты всей. Я не знаю ни одной страны, которая могла бы похвастаться таким разнообразием и качеством Telegram-каналов, как наша.
Государство вносит больше конструктива или деструктива в коммуникационную сферу?
Больше конструктива. Государство сделало одну очень правильную вещь: в какой-то момент очень резко омолодился состав пресс-служб всех федеральных ведомств. То же самое можно сказать об администрации Москвы и Санкт-Петербурга. По моим ощущениям, этот процесс начался лет 15 назад и продолжается по сей день. Раньше все было иначе: какой-нибудь уважаемый человек переходил с высокой журналистской должности в «пенсионную» позицию руководителя пресс-службы государственного ведомства и писал по одному релизу в неделю. Сегодня коммуникационные блоки госструктур и их пресс-службы реагируют на обращения людей с той же оперативностью, что и пресс-службы коммерческих компаний. Сейчас на государство работают очень крутые, молодые и прогрессивные команды ребят, которые действительно разбираются в том деле, которым заняты. Когда с обеих сторон — и с государственной, и со стороны коммерческой компании — в коммуникационной сфере работают такие профессионалы, проблем у каждой из них намного меньше.