Без дисциплины актер — это катящийся с горы камень

Караван историйРепортаж

Кирилл Зайцев: «Мама сказала: «У актеров такая трудная судьба, давай все-таки моряком»

Марина Порк

Фото: из архива К. Зайцева

«Многое почерпнул из книги «Спецназ «Альфа»: дела и люди», которую перечитал не один раз. Я же понимал, что мне, как зрителю, любопытно было бы узнать, какими спецсредствами пользовались альфовцы. Говорил режиссеру: «Тимур, слушай, там у них есть какие-то ножи, которые стреляют. Это же интересно, это как в фильмах про Джеймса Бонда, нам стоит их показать. Круто выглядит, как портфель-дипломат в момент трансформируется в автомат». И что-то из спецсредств нам продемонстрировать разрешили...»

— Кирилл Андреевич, в вышедшем на экраны фильме «Командир» вы сыграли легендарного руководителя группы «Альфа». Чем вас привлек проект?

— Когда я познакомился со сценарием, то увидел в нем большой потенциал. Фильм основан на реальных событиях, а это всегда способствует быстрому эмоциональному подключению. Уже по сценарию я понимал, что будет интересная психологическая дуэль между моим героем и главарем террористов, дуэль, в которой ты не имеешь права ошибиться, потому что на кону стоят жизни детей. В основе ленты — история спасения заложников из захваченного террористами автобуса в 1988 году в городе Орджоникидзе. Тогда автобус с возвращавшимися после экскурсии детьми захватила банда Якшиянца. Помните, в свое время об этом уже сняли фильм «Взбесившийся автобус»?

— Как не помнить, если роль Якшиянца сыграл мой одноклассник, а ныне народный артист России Игорь Бочкин.

— Видите как. По мне, «Взбесившийся автобус» получился фильмом в большей степени о Якшиянце (в фильме героя зовут Павел Мелкоянц), потому что этот персонаж занимает основное время на экране, по ходу ленты мы узнаем его историю: как, ввиду каких обстоятельств он решился захватить заложников. А подлинными героями той истории были бойцы группы «Альфа» во главе с легендарным командиром Геннадием Николаевичем Зайцевым. До какого-то времени это военное подразделение Комитета государственной безопасности было секретным, мы не знали имен настоящих героев. Имя Геннадия Николаевича тоже нигде не упоминалось — именно он около семи часов вел переговоры с террористом. И нашу картину с полным правом можно было бы назвать «Переговорщик». Разговор был трудным, приходилось постоянно торговаться за жизни детей, хотя возможность штурма была изначально — сотрудники «Альфы» стояли везде. Но это была не шахматная игра. Если в шахматах у игрока есть возможность отдать фигуру, сделать размен и в итоге выиграть, то здесь такая возможность была исключена, потому что дело касалось жизни детей. И это прекрасно понимал и главарь террористов: «Дети — наша валюта, гарантия нашей безопасности. Если мы их отдадим, умрем».

Кирилл Зайцев, 2006 год. Фото: из архива К. Зайцева

— Как вы готовились к роли?

— Несколько раз встречался с Геннадием Николаевичем Зайцевым. Общаясь с ним, получил бесценные знания и впечатления от его личности. Когда рассказывал ему о себе, о том, что я окончил мореходную академию и так далее, у меня было полное ощущение, что он уже ознакомился с моим личным делом. Уж извините, структура такая.

Ездил и в центр «Альфа», расспрашивал сотрудников об их деятельности. Я в фильме не только главный герой, но и креативный продюсер, так как в какой-то момент мои творческие идеи и предложения начали превышать актерские полномочия. Но если мы и создавали какие-то детали, то непременно согласовывали их с Геннадием Николаевичем.

Многое почерпнул из его книги «Спецназ «Альфа»: дела и люди», которую я перечитал не один раз. Я же понимал, что мне, как зрителю, любопытно было бы узнать, какими спецсредствами пользовались альфовцы. Говорил режиссеру: «Тимур, слушай, там у них есть какие-то ножи, которые стреляют. Это же интересно, это как в фильмах про Джеймса Бонда, нам стоит их показать. Круто выглядит, как портфель-дипломат в момент трансформируется в автомат». И что-то из спецсредств нам продемонстрировать разрешили.

«Командир» — не чистой воды боевик, у нас получился фильм необычного формата. Первая его половина — это большая экспозиция в прошлое, где мы рассказываем, что героями не рождаются, героями становятся, показываем, как проходило суровое детство Зайцева на Урале, как он служил в кремлевском полку, как нашел любовь, которую пронес через всю свою жизнь. То есть мы рассказываем об истоках, о периоде формирования и становления личности нашего героя.

Кирилл Зайцев, 2007 год. Фото: из архива К. Зайцева

— Насколько по-актерски сложно играть положительного героя, сделать так, чтобы зрители прониклись к нему симпатией?

— Да, вы правы. Есть свои сложности. У актеров, играющих отрицательных персонажей, всегда есть четкая цель и мотивация, она зачастую в чем-то яснее, чем у положительного героя. Иногда бывает, что мерзавец и негодяй смотрится на экране ярче и харизматичнее, потому что понятны его стремления, а положительный персонаж какой-то уж больно неправдоподобно хороший. Когда Геннадий Николаевич Зайцев прочитал первый вариант сценария, сказал: «Не надо это снимать, история получилась слащавой, герой у вас какой-то уж больно правильный».

И у меня сложилось такое же впечатление. Когда мы разговаривали с режиссером, благо у нас была творческая атмосфера на площадке, я убеждал Тимура: «Понимаешь, это же не робот, не терминатор, а человек со своими слабостями». Если на пути героя в реальной жизни существовало препятствие, которое пришлось преодолевать, его нужно показать. А оно существовало. Геннадий Николаевич страдал от радикулита, приступы которого сильно обострялись, особенно в стрессовых ситуациях. И нам удалось протянуть историю этого недуга через весь сюжет, от того, как герой надорвал спину еще в детстве, до момента, когда ему предложили возглавить военное подразделение, а он отказывался: «Как я буду руководить спецподразделением, если сам не смогу бегать вместе с бойцами с автоматом?» Мы насыщали образ такими житейскими подробностями, чтобы в итоге перед зрителями предстал живой человек, а не супермен.

Факт остается фактом: во время операций, которые проводил Геннадий Николаевич, ни один из заложников не пострадал. И более того, не было ни одной потери личного состава. Это действительно производит сильное впечатление! Плюс я не знаю ни одного другого командира, которого бы бойцы за глаза называли «папой»!

Когда я спрашивал: «Геннадий Николаевич, а в чем заключалась ваша ежедневная работа?», он отвечал: «Я приходил рано, вызывал к себе кого-то и начинал его расспрашивать обо всем, чтобы досконально узнать личный состав, выявить слабые и сильные стороны каждого». Поэтому впоследствии он посылал на задание не абы кого, а конкретного человека, понимая: именно этот боец лучше всего подходит для решения поставленной задачи. Святая обязанность командира — выполнить боевую задачу и сохранить личный состав.

— Герои замечательного фильма о летчицах Великой Отечественной «Воздух» задаются вопросом: что важнее — человек или Родина? Они приходят в авиаполк с мыслью, что важнее Родина, а потом все больше и больше убеждаются в том, насколько важен человек. Как бы ответили вы?

— Скажу так. Человек, конечно, вправе делать что угодно, мы живем в свободном обществе. Он может продавать свой талант, себя, но нельзя продавать и предавать Родину. Это мое мнение.

Кирилл Зайцев в фильме «Командир», 2024 год. Фото: пресс-служба фильма «Командир»

— Вы сыграли почти в трех десятках фильмов. Что непременно должно быть в проекте, чтобы вы согласились сниматься?

— Должна быть роль и какая-то человеческая история, где я бы понимал, что играю. Если выражаться военным языком (все-таки говорим о фильме «Командир»), есть задачи, которые может выполнить и рядовой. Иногда читаю присланный агентом сценарий и вижу: на эту роль можно взять любого начинающего актера, для него это будет хороший старт. А для меня здесь нет ничего по-актерски привлекательного. Я ищу истории, где есть сильные душевные потрясения, которые интересно было бы сыграть, когда требуется пойти на какой-то эксперимент над собой и когда роль становится для тебя вызовом: получится или не получится?

Когда предлагали сниматься в «Движении вверх», я задавался вопросом: «Получится у меня сыграть одного из великих советских баскетболистов, стану ли я убедительным для тех, кто видел легендарный матч с американцами, в котором наша команда победила, не отвернутся ли эти люди от экрана?» В итоге для меня высшей похвалой стали слова знаменитого тренера Владимира Гомельского, сказавшего, что у меня бросок, как у Сергея Белова. Но такое дается только погружением в материал и любовью к теме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой» Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой»

Нелли Борисюк - любящая жена и мама семерых детей

Караван историй
Интерьер как искусство Интерьер как искусство

Интерьер получился парадным, светским, с акцентом на искусство

SALON-Interior
Заповедная зона Заповедная зона

Самобытная вилла в Подмосковье, вдохновленная философией бренда Visionnaire

SALON-Interior
Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией

О том, как творческие люди давали отпор депрессии благодаря своему творчеству

СНОБ
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме

Охотники-собиратели посещали памятник Поинтс в конце верхнего палеолита

N+1
Надежда Микулич. Молодость моя, Надежда Микулич. Молодость моя,

Надежда Микулич. Творческий путь в ансамбле "Верасы"

Коллекция. Караван историй
И снова здравствуйте! И снова здравствуйте!

Почему мы выбираем партнеров с одним и тем же психотипом

Лиза
3 реальные причины, почему вы еще не достигли своих целей 3 реальные причины, почему вы еще не достигли своих целей

Как провести самоанализ, чтобы идти в правильном направлении

Psychologies
Автоматические ремни безопасности: гениальное изобретение или бестолковая ерунда? Автоматические ремни безопасности: гениальное изобретение или бестолковая ерунда?

Автопроизводители порой устраивали с ремнями безумные эксперименты...

Maxim
«Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино «Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино

Мало кто знает, но именно женщины стоят у истоков монтажа в Голливуде

Forbes
Театральный роман эпохи умолчаний Театральный роман эпохи умолчаний

Частные переписки в альманахе «Мнемозина»

Weekend
Как научиться отжиматься: советы для новичков Как научиться отжиматься: советы для новичков

Отжимания, как известно, трудно выполнять правильно. Но не невозможно!

ТехИнсайдер
Анна Ялова Анна Ялова

О новых подходах в режиссуре экспозиций и чего ждать от «Манежа» дальше

Собака.ru
6 стратегий, которые помогут влюбленным выразить свои чувства 6 стратегий, которые помогут влюбленным выразить свои чувства

Как поделиться чувствами с «тем самым» человеком?

Psychologies
Сколько баллов в урагане чувств? Сколько баллов в урагане чувств?

Как повысить уровень EI и доказать – будущее не за роботами

Psychologies
Робот-пылесос научили ходить по ступенькам Робот-пылесос научили ходить по ступенькам

Разработан робопылесос, который способен спускаться и подниматься по лестницам

N+1
Язык в поисках понятия о себе Язык в поисках понятия о себе

Можно спорить о начальной точке, когда любой язык стал пониматься как система

Знание – сила
Парящий гигант Парящий гигант

Могло ли какое-то живое существо стать прототипом летающего гиганта, птицы Рух?

Вокруг света
Почему водка перестает быть мужским напитком Почему водка перестает быть мужским напитком

Как водка стала мужским напитком и почему ее все чаще пьют женщины

СНОБ
Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа

Исторический триллер на стыке политики, черного рынка и искусства

Правила жизни
Макаки сложили цифры в двух рукавах лабиринта и выбрали оптимальный маршрут Макаки сложили цифры в двух рукавах лабиринта и выбрали оптимальный маршрут

Ученые научили макак перемещаться по компьютерному лабиринту

N+1
Что можно сделать из консервной банки: 10+ отличных идей Что можно сделать из консервной банки: 10+ отличных идей

Ты знаешь, что совсем не обязательно выбрасывать консервные банки?

VOICE
Продлить молодость Продлить молодость

Как нужно питаться, чтобы продлить молодость

Лиза
Никогда не говори «никогда» Никогда не говори «никогда»

Какие фразы мешают нам достигать успеха

Лиза
Ню и автор Ню и автор

«Обнаженная муза Пьера Боннара»: бесхитростный байопик художника

Weekend
«Баба с прицепом — кринж»: почему мужчины боятся заводить отношения с женщинами с детьми «Баба с прицепом — кринж»: почему мужчины боятся заводить отношения с женщинами с детьми

Почему мы можем бояться отношений с человеком, у которого уже есть дети?

Psychologies
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Юрий Олеша о «чувствах добрых» – и не очень Юрий Олеша о «чувствах добрых» – и не очень

Юрий Олеша – успешный писатель и человек трагической судьбы

Знание – сила
Релокация в детство Релокация в детство

«Шепот сердца»: сказка из прошлой жизни

Weekend
Открыть в приложении