Обновленная Skoda Octavia – что осталось за кадром

АвтопилотАвто

Второе непришествие

Обновленная Skoda Octavia – что осталось за кадром

Александр Михневский

Марка Skoda обновила свой мировой бестселлер – модель Octavia четвертого поколения. Прямого отношения к России эта новость уже не имеет. Компания официально ушла из страны. Но интерес к ее продукции остался. Для многих Octavia по-прежнему выступает эталоном практичного автомобиля на каждый день. Полушутя ее называют «божественной». Да и всегда приятно обсудить бывшую. Внештатный корреспондент «Автопилота» тоже принял участие в дискуссии. Он проник на закрытую европейскую презентацию.

Россия – огромная потеря для Skoda. Долгие годы страна входила в тройку важнейших для марки рынков, а по итогам 2021 года и вовсе заняла второе место, сразу за Германией.

Закрытые презентации – обычное явление в автомобильном мире. Они нужны для того, чтобы к моменту официальной публикации развернутого пресс- релиза особо приближенные журналисты знали чуть больше, чем все остальные. Как минимум могли увидеть машину живьем и поговорить с людьми, причастными к ее созданию. Правила просты: приезжаешь на место собрания, сдаешь на входе телефон и прочие устройства, способные производить съемку, и подписываешь «эмбарго», договор о неразглашении информации до такого-то часа такого-то числа.

По итогам 2022 года мировые продажи Skoda откатились на уровень 730 тысяч автомобилей, то есть самый низкий за предыдущие полтора десятилетия. Главной причиной провала компания назвала российско-украинский конфликт.

С глазу на глаз

Во время пандемии ковида все виды очных показов прекратились, а сейчас снова набирают былую популярность. Общение с глазу на глаз, без камер и микрофонов, никакие онлайн-конференции заменить не могут.

Десять лет назад во время похожей встречи один из сотрудников Skoda рассказал мне в режиме «я тебе этого не говорил» одну заводскую легенду про «Октавию» третьего поколения, известную фанатам марки под индексом A7, первую машину чешской марки, сделанную на платформе MQB, в которую концерн Volkswagen вложил сотни миллионов евро. Над созданием «а-седьмой» работал дизайнер Йозеф Кабан, тот самый, что до того «нарисовал» Bugatti Veyron. Финальное представление внешности модели проходило в Вольфсбурге, в штаб-квартире концерна. И там, по корпоративной легенде, дизайнеру сказали: «Поздравляем. У вас получилась красивая машина. Очень красивая машина. Ваша Octavia настолько привлекательна, что может составить конкуренцию Audi A6, что нам совершенно не нужно. У нас есть два варианта: вы сами добавите несколько штрихов, чтобы убрать ненужную премиальность. Или мы выделим пару собственных дизайнеров-дуболомов. Попросим их улучшить». Кабан согласился «подговнять» сам. Возможно, история придуманная. Но драматизм в ней шекспировский. Или тарас-бульбовский?

Список «главных рынков Skoda Auto» сильно поменялся за последние годы. После многих лет доминирования в 2021 году «слился» Китай. «Бывший рынок №1» теперь не входит даже в пятерку приоритетных.

Без оглядки на Россию

На презентацию обновленной «Октавии» четвертого поколения я попал в качестве журналиста одного чешского издания, которое писало про автомобили Skoda еще при Густаве Гусаке, чехословацком Брежневе. Местом для встречи был выбран закрытый от посторонних глаз дизайнцентр в Млада-Болеславе. В этом городе, расположенном в 50 км от Праги, в 1895 году была основана компания, сегодня известная как Skoda Auto.

В наши дни Skoda Auto – один из «самых привлекательных» работодателей в Чехии, наряду с Lego, IBM и Coca-Cola. Люди держатся за работу в Skoda Auto, гордятся ей, а потому на каждой встрече с представителями компании я всегда встречаю много старых знакомых. На этот раз моим собеседником стал человек, которого я назову вымышленным именем – Мирослав Пшеничка. Он пришел в компанию в 1991 году, когда Skoda стала частью концерна Volkswagen, и больше 20 лет курировал продажи на российском рынке. «Ты знаешь, – сказал мне пан Пшеничка, подняв бокал традиционного для всех шкодовских мероприятий пива Pilsner Urquell, – это обновление “Октавии” особенное. Впервые за долгие годы мы делали его без оглядки на Россию. Ваши покупатели очень придирчивы, хотя и предсказуемы. А вообще жалко, что все так получилось».

На протяжении последних 18 лет модель Octavia – главная в линейке Skoda. Абсолютный бестселлер, который в какой-то момент получил официальное определение «сердце бренда».

Не все плюшки

Skoda Octavia последнего, четвертого, поколения окончательно рассекретили весной 2020 года. Модель получила сенсорное управление климатом и светом, электромеханический стояночный тормоз и крошечный рычажок автоматической трансмиссии. Стали доступны матричные фары, на лифтбеке появился электропривод багажной двери.

Имя Octavia впервые появилось в 1959 году, и тогда имело буквальный смысл – модель стала восьмой в послевоенном модельном ряду. «Октавия» в переводе с латыни значит «восьмая».

Россиянам ожидаемо достались не все плюшки. С ходу были отметены гибридные версии, поставлен крест на полном приводе и ряде новых опций – проекции на ветровое стекло, сиденьях с функцией массажа. При минимальных заказах дорогих опций их локализация не имеет смысла.

«Skoda открыла официальное представительство в России в 2004 году, – объясняет пан Пшеничка, поддевая вилкой утопенец, маринованную сардельку, традиционную чешскую пивную закуску, – и первые десять лет все было относительно просто. Самые востребованные версии наших машин мы производили в России, на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде, а модели на любителя, у которых тоже был круг поклонников, возили из Чехии. К таковым, в частности, относились RS, спортивные версии “Октавии” и универсалы Octavia Combi. Разница в цене между местными и привозными машинами была, но не драматическая. Однако за 2014 год рубль серьезно упал относительно евро и чешской кроны. Поднять цены на автомобили в два раза мы не могли, мы всегда сдерживали курсовые колебания за свой счет. Ввоз машин из Европы лишился смысла. Зачем продавать в России машину за 35 тысяч евро себе в убыток, если ее охотно купят в Германии за 42 тысячи? Поэтому сроки поставок в Россию затягивались, а предложение сужалось».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
Древние жители Иберии разделали мамонта около 1,2 миллиона лет назад Древние жители Иберии разделали мамонта около 1,2 миллиона лет назад

Следы от орудий нашли на костях из местонахождения Фуэнте-Нуэва-3

N+1
Электрокарский cловарь. Мужская версия Электрокарский cловарь. Мужская версия

Толковый словарь электромобилиста

Автопилот
Палеогенетики прочитали геном императора У-ди Палеогенетики прочитали геном императора У-ди

Палеогенетики прочитали геном императора У-ди

N+1
«Уэбб»: получены первые снимки «Уэбб»: получены первые снимки

Первые глубокие и чёткие снимки «Уэбба»

Наука и жизнь
Что можно сделать из консервной банки: 10+ отличных идей Что можно сделать из консервной банки: 10+ отличных идей

Ты знаешь, что совсем не обязательно выбрасывать консервные банки?

VOICE
Нюстальгия Нюстальгия

Все мы видели фотографии Давида Дубницкого, но не знали его по имени

Maxim
Работа по исполнению себя Работа по исполнению себя

Валентина Габышева о том, что такое призвание и как его в себе разглядеть

Seasons of life
Заряд бодрости Заряд бодрости

Первый корпус новой модели из линейки GTX продемонстрировал неудержимый характер

Y Magazine
Новозеландец под присмотром антропологов набил себе татуировки Этци Новозеландец под присмотром антропологов набил себе татуировки Этци

Татуировщик сделал себе татуировки с помощью инструментов и техник древних людей

N+1
Действительно ли дезодорант может защитить от пота в течение 48 часов Действительно ли дезодорант может защитить от пота в течение 48 часов

Насколько заявленная эффективность соответствует реальному времени дезодорантов?

Maxim
10 автомобилей, внешность которых безнадежно испортили дизайнеры 10 автомобилей, внешность которых безнадежно испортили дизайнеры

Десять автомобилей, которые с треском провалились в дизайнерском развитии

Maxim
Богатые живут лучше? Узнайте, если деньги могут принести счастье: мнение эксперта! Богатые живут лучше? Узнайте, если деньги могут принести счастье: мнение эксперта!

Можно ли купить счастье?

ТехИнсайдер
Дыма нет, разница — есть Дыма нет, разница — есть

Разница между электронными системами нагревания табака и электронными сигаретами

Наука
Радость, усни Радость, усни

«Герой наших снов»: анекдот о славе и цифровом капитализме с Николасом Кейджем

Weekend
У меня лапки У меня лапки

Паралич воли: что делать с выученной беспомощностью

Новый очаг
Я — сноб: хореограф Егор Дружинин Я — сноб: хореограф Егор Дружинин

Режиссер и хореограф Егор Дружинин о важности пауз и балете-дефиле

СНОБ
В поисках Моны Лизы В поисках Моны Лизы

Юрий Шевченко отправился в Португалию, чтобы написать этюды иберийской природы

Дилетант
Эль-Ниньо – капризный «ребенок» климатической системы Эль-Ниньо – капризный «ребенок» климатической системы

Что за природный феномен вызывает экстремальные погодные явления во всем мире?

Наука и техника
И никакой боли! И никакой боли!

8 упражнений, которые облегчат боль в спине

Лиза
6 видов лжи и их последствия для нашей психики 6 видов лжи и их последствия для нашей психики

Даже если обман остается нераскрытым, зачастую он не проходит бесследно

Psychologies
Почему мы ревнуем: 6 неочевидных причин Почему мы ревнуем: 6 неочевидных причин

Зачем люди ревнуют? И можно ли справиться с этим непростым переживанием?

Psychologies
Вышел корейский триллер «День похищения». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок Вышел корейский триллер «День похищения». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Отрывок из национального бестселлера Южной Кореи

Maxim
Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию

С какими барьерами сталкивается SexTech индустрия?

Forbes
Хочу на ручки Хочу на ручки

Психолог Екатерина Приморская — о своём опыте перезагрузки в центре аюрведы

Новый очаг
Морское спокойствие Морское спокойствие

Виды на Персидский залив напрямую повлияли на выбор стилистики квартиры

SALON-Interior
Любовь сильнее страха Любовь сильнее страха

Всегда была любовь к городу и желание сделать о нем сувенир

Seasons of life
Регина неугомонная Регина неугомонная

Что пишет в тетрадях желаний Регина Тодоренко? И зачем хочет получить MBA?

OK!
Не просто жена: как появились первые леди и почему они стали влиять на политику Не просто жена: как появились первые леди и почему они стали влиять на политику

Как институт «первых леди» распространился на жен (и мужей) лидеров государств

Forbes
Проект «Неделька» Проект «Неделька»

Постройнеть всего за семь дней, не отказываясь от пасты, бутербродов и десертов?

Лиза
Открыть в приложении