Что такое феномен «стеклянного потолка» и как он влияет на качество жизни
Каждый из нас хотя бы раз испытывал удручающее чувство бессилия из-за невозможности преодолеть негативные жизненные обстоятельства, несмотря на многочисленные попытки изменить ситуацию к лучшему и непрерывную работу над собой. В психологии это явление получило название «стеклянный потолок». Чем он коварен и всегда ли только от нас зависит наш личностный и карьерный рост? Поговорили со специалистом о том, как внешние факторы и деструктивные внутренние установки мешают нам достигать поставленных целей и жить лучшей жизнью.
«Стеклянный потолок»: что за явление
Понятие «стеклянный потолок» — это метафора, образно описывающая совокупность препятствий, которые мешают человеку выйти на качественно иной уровень жизни, чаще всего в сфере работы и финансов. Сам термин возник благодаря американскому консультанту по управлению Мерилин Лоден, которая выступила на конференции Women's Action Alliance в 1978 году в Нью-Йорке и подняла важную тему гендерной дискриминации женщин в вопросах карьеры. На тот момент Мерилин был 31 год и она работала в отделе кадров в Нью-Йоркской телефонной компании. Пока одни лекторы осуждали женщин за их якобы низкий уровень социализации и покорное поведение, Мерилин утверждала, что проблема заключалась отнюдь не в самих женщинах, а в так называемом стеклянном потолке, не позволяющем им претендовать на должности выше менеджера среднего звена. По ее мнению, в отсутствии продвижения по служебной лестнице был виноват прежде всего сексизм, присущий большинству государственных институтов, о чем она и заявила в ходе мероприятия на правах спикера, а также поведала о трудностях, с которыми женщинам вынужденно приходится сталкиваться по работе.
Она также описала и наиболее частый сценарий происходящего: в попытке занять должность руководителя женщина в силу законодательства и социальных норм зачастую терпит фиаско, даже несмотря на наличие релевантного опыта работы и высшего образования. Как следствие — власть и по сей день сосредоточена преимущественно в руках мужчин.
Вместе с тем реалии наших дней позволяют утверждать, что этот термин приобрел более широкое использование. Теперь феномен «стеклянного потолка» все чаще означает тщетное стремление сотрудника вне зависимости от пола получить долгожданное повышение. При этом преграды на пути к достижению цели обусловлены преимущественно внешними факторами: человек их видит и осознает, но никак не может изменить обстоятельства. Причина — негласные укоренившиеся правила социума, которые не позволяют человеку подняться выше определенного уровня в иерархии и на которые в большинстве случаев крайне сложно повлиять.
Причины возникновения «стеклянного потолка»
Синдром «стеклянного потолка» чаще всего возникает в сфере бизнеса, когда есть запрос на его масштабирование, увеличение прибыли и более значимую позицию на рынке. Также это не редкость в деловой, финансовой и политической областях — там, где возникает необходимость занять более высокую должность, а вместе с ней получить больше власти и прав.