Россия справилась со строительством инфраструктуры для чемпионата мира

ЭкспертБизнес

Итоги футбольной стройки

Россия справилась со строительством инфраструктуры для чемпионата мира по футболу. Объекты обязательной программы построены, крупных провалов избежали, хотя ряд проектов завершить в срок не удалось

Алексей Щукин

Столичная «Открытие Арена» — единственный стадион чемпионата, построенный на частные деньги. Фото: ТАСС

«Россия на сто процентов готова к проведению чемпионата», — подвел итоги семилетнего проекта по подготовке мундиаля главный футбольный чиновник планеты президент ФИФА Джанни Инфантино. Чемпионат мира по футболу — это не только грандиозное спортивное событие всемирного масштаба c телеаудиторией в три миллиарда человек, на которое приезжает до полутора миллионов иностранцев. Это гигантский инфраструктурный проект с бюджетом в 680 млрд рублей, который Россия смогла осуществить в условиях серьезного внешнеполитического давления и экономического кризиса.

Маршрутом болельщика: ни шага в сторону

Международные спортивные мегасобытия — уже привычный для России инструмент развития территорий. Под Олимпиаду-2014 был кардинально модернизирован Сочи, Казань смогла серьезно обновиться к Универсиаде2013. В условиях дефицита местных бюджетов именно под такие события города получают финансирование из федеральной казны на развитие инфраструктуры. Поэтому, когда в конце 2010 года Россия получила право проведения чемпионата мира по футболу, это вызвало мощный всплеск лоббистских усилий губернаторов. У всех перед глазами стоял пример «золотого дождя» в полтора триллиона рублей, который обрушился на олимпийский Сочи. В итоге победу праздновали 11 городов. Не обошлось без странности: до сих пор непонятно, как 300-тысячный Саранск смог обойти конкурентов, в том числе миллионники Воронеж, Пермь и Уфу.

Первоначально правительство оценивало бюджет подготовки в 300 млрд рублей. Но регионы не стали скромничать и включили в списки проектов к чемпионату все то, о чем мечтали долгие годы: от новых линий метро до мостов и очистных сооружений. «Хотелок» набралось почти на 1,4 триллиона. Однако в стране уже разразился экономический кризис, и сочинский сценарий повторить не удалось. Правительственная комиссия почти год оптимизировала заявки регионов, и в результате общий бюджет был сокращен более чем в два раза. «В смете подготовки к чемпионату оставили только самое необходимое: аэропорты, стадионы, гостиницы, спортивные базы, дороги. Ни одного лишнего объекта», — констатировал в 2013 году вице-премьер Игорь Шувалов.

Большинство объектов программы подготовки к чемпионату концентрируется вокруг так называемого маршрута болельщика: аэропорт — дорога до города — центральная улица — стадион. То есть в порядок приводится в первую очередь то, что попадет на глаза гостям. Интересно, что в список обязательных проектов попали и больницы. Такое отступление от «маршрута болельщика» по-своему логично, учитывая агрессивность некоторых фанатов, в частности английских.

Общий бюджет подготовки к чемпионату в итоге составил 678 млрд рублей: 390 млрд из федерального бюджета, 92 млрд — из региональных, оставшиеся 196 млрд — частные деньги (тут в первую очередь речь идет о строительстве гостиниц).

Не повторить питерскую историю

Центральный элемент подготовки к чемпионату — строительство стадионов. Утвержденный Международной федерацией футбольных ассоциаций (ФИФА) план предполагал, что соревнования должны пройти на 12 аренах. Семь лет назад в стране не было ни одного футбольного стадиона, соответствующего правилам ФИФА для чемпионатов мира. Первым был построен стадион в Казани, еще в рамках подготовки к Универсиаде. Годом позже, к Олимпиаде, был введен в строй стадион «Фишт» в Сочи.

В 2014 году начал принимать футбольные матчи и новый столичный стадион «Спартак». Это единственный стадион чемпионата, построенный на частные деньги, — его профинансировал один из владельцев команды Леонид Федун. Теоретически государство могло снизить свои затраты на полтора десятка миллиардов, приняв в качестве одной из арен и частный стадион в Краснодаре, построенный владельцем одноименной команды Сергеем Галицким. Однако было принято решение, что для Краснодарского края два города, принимающих чемпионат, — это перебор. А от региона уже был заявлен Сочи.

Главный стадион чемпионата — столичные «Лужники» — подвергся тотальной реконструкции. От старого здания, построенного еще в середине 1950-х, в итоге сохранились только исторические внешние стены и крыша, все остальное было снесено и выстроено заново. В итоге «Лужники» стали чисто футбольным стадионом, а его вместительность уменьшилась с 89 до 81 тыс. человек. Стройка обошлась Москве в 24 млрд рублей.

Самой болезненной стала история стадиона «Зенит» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Сроки строительства многократно срывались, в итоге проект растянулся более чем на десять лет. Его бюджет за это время вырос в шесть с лишним раз. С проектом произошло, кажется, все плохое, что только могло: много раз менялись техническое задание, архитекторы и подрядчики, один раз даже пришлось демонтировать часть построенных конструкций. По словам губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, в итоге стадион обошелся городскому бюджету в астрономические 45 млрд рублей. В расчете на одно зрительское место это более 13 тыс. евро, тогда как средние показатели по Европе — 4–6 тыс. евро.

«Зенит-арена» в какой-то момент стала чуть ли не национальным символом коррупции и непрофессионализма. Справедливости ради надо сказать, что высокая стоимость стадиона частично объясняется крайне амбициозными и дорогостоящими проектными решениями, сложными климатическими условиями и «слабыми» питерскими грунтами. Большой стадион на 67 тыс. человек может превращаться в закрытый всесезонный спортивно-развлекательный центр за счет раздвижной крыши — такое решение «утяжелило» бюджет на 5 млрд рублей. Сложнейшая система искусственного климата и светомузыкальное оборудование для концертов — это еще 1,5 млрд рублей. Более чем в миллиард оценивается система выката футбольного поля со стадиона, для того чтобы на натуральную траву падали солнечные лучи.

Стоимость Кубка мира ФИФА для принимающих стран

Предстояло построить еще семь стадионов. История «Зенит-арены» дамокловым мечом висела над чиновниками, все боялись повторения долгостроя. Для контроля бюджетов и сроков строительства было принято несколько решений. Во-первых, была определена предельно допустимая стоимость возведения арены — 15 млрд рублей. Во-вторых, был назначен единый заказчик-застройщик на все эти стадионы — ФГУП «СпортИнжиниринг». Это унитарное предприятие выступило генпроектировщиком четырех других стадионов — в Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. В-третьих, управление проектами было упрощено за счет унификации. В качестве базы для архитектурных проектов использовались две концепции от иностранных архитектурных бюро, близких к ФИФА.

В итоге оставшиеся стройки прошли достаточно гладко. К концу 2017 года стадионы были построены не все, но уже весной «задержавшиеся» были сданы в эксплуатацию и на них прошли все необходимые по требованию ФИФА контрольные матчи. Бюджеты строек выросли, но с учетом курсовых скачков не критически — в среднем до 17–18 млрд рублей.

Наиболее проблемным до последнего времени считалась «Самара Арена», срок ее ввода несколько раз откладывался. В итоге контрольные матчи на ней прошли лишь в мае, при этом вокруг до сих пор не благоустроена территория. В этом проекте не обошлось без уголовных дел о хищении средств. Судами оброс и проект в Калининграде. В частности, Контрольно-ревизионная служба заподозрила, что песок, использовавшийся для подготовки площадки на болотистом острове, был ненадлежащего качества, а дренажную систему установили не полностью. Хищения на калининградских стройках (стадион и аэропорт Храброво), оцениваемые более чем в миллиард рублей, стали одними из эпизодов уголовного дела против арестованных в марте братьев Магомедовых.

Стадионы и «белые слоны»

Смогут ли новые спортивные арены быть драйверами развития города? Или превратятся в «белых слонов» — слишком большие и дорогие объекты, которые не только не приносят доходов, но и разоряют владельцев?

К вопросам размещения стадионов города подошли по-разному. В большинстве случаев были выбраны периферийные районы, куда за счет новых арен были подведены дороги и коммуникации. Это даст импульс развитию этих территорий. Яркий пример — Калининград, где новый стадион возведен на незастроенном Октябрьском острове недалеко от центра города. Это болотистое место, где не строили даже немцы во времена Кенигсберга. Калининградские чиновники посчитали, что «современные технологии позволяют строить где угодно, это лишь вопрос стоимости строительства. Октябрьский остров имеет огромный потенциал, город будет его застраивать лет пятьдесят». Для осушения острова и уплотнения грунта завезли более 360 тыс. грузовиков песка, пробурено 850 тыс. вертикальных дренажных скважин для отвода воды.

Сборная Панамы. Фото: ТАСС

Интересное место было выбрано в Нижнем Новгороде — площадка в запущенной промышленной зоне на стрелке Волги, в центре города. Новая арена позволяет провести редевелопмент всей территории. Весьма амбициозное решение было принято в Ростове-на-Дону: стадион построили напротив города, на левом берегу Дона. Эти территории подтопляемые, требуют больших инвестиций в дренаж. Неочевидно, что в текущем экономическом положении город сможет развивать столь сложную и удаленную от центра территорию. На контрасте — «Екатеринбург-арена», которую решили расположить в центральной части города. Это удобно для болельщиков, но не позволяет использовать арену для развития новых территорий, так как окружающие районы уже плотно застроены.

Вопрос использования стадионов после чемпионата мира — самый острый. Конфликтность зашита в саму ситуацию: для чемпионатов мира или олимпиад нужны большие арены, которые в «мирной» жизни трудно загрузить, часто они не востребованы. Практически после каждого спортивного мегасобытия остаются такие «белые слоны». Даже в Китае часть объектов пекинской Олимпиады не используются и медленно разрушаются. На Украине, в Польше и Португалии простаивают футбольные стадионы, оставшиеся после европейских чемпионатов.

«Разработанная по заказу правительства программа по наследию чемпионата утопична. Например, чтобы загрузить арены, предлагается организовать крайне плотный график концертов музыкальных звезд — чуть ли не ежемесячные выступления певицы Мадонны в Волгограде. Это несерьезно, — считает знакомый автора этой статьи, европейский консультант по управлению недвижимостью. — Спортивные объекты — самые сложные для получения дохода объекты. Надо было уже на стадии проектирования прописать реалистичные источники доходов и сценарии использования арен, заложить какие-то коммерческие площади. Но спортивные чиновники четыре года назад нас не слушали. Им было важно как можно быстрее и дешевле построить стадионы. А теперь и спросить не с кого. Федералы проектировали, а теперь стадионы на балансе регионов». Только в Самаре по заказу региональных властей стадион имеет серьезные коммерческие площади, пригодные для сдачи в аренду.

Средняя стоимость эксплуатации стадионов, построенных к чемпионату, оценивается приблизительно в 200–300 млн рублей в год. Сегодня речь идет не о том, что футбольные арены должны приносить доход. Регионам хотелось бы, чтобы они сами зарабатывали на эксплуатацию. При этом за счет спорта сделать это крайне сложно.

Во-первых, в ряде городов (Калининград, Волгоград) нет футбольных команд, входящих в Премьер-лигу. А в Саранске и Сочи вообще некому играть на новых аренах, там нет даже команд из второй футбольной лиги — ФНЛ. Есть единичные оригинальные решения. Так, в Сочи переезжает играющая в ФНЛ команда «Динамо Санкт-Петербург», принадлежащая Борису Ротенбергу.

Во-вторых, билеты и абонементы на футбол в России в пять–десять раз дешевле, чем в Англии, Италии или Германии. Поднять цены не удастся из-за низких доходов населения.

В-третьих, новые стадионы слишком велики для большинства городов. Пять лет назад предполагалось, что часть трибун можно будет убрать. Но сделать это удастся только для двух арен. Вместимость саранской «Мордовия Arena» после частичного демонтажа уменьшится с 45 до 30 тыс. мест. В Екатеринбурге будут разобраны временные трибуны из сборно-разборных конструкций, число зрительских мест уменьшится с 35 до 23 тысяч.

В-четвертых, футбольные арены трудно загрузить: команды проводят дома всего 15–25 матчей за год. Средняя посещаемость футбольных матчей в российской Премьер-лиге — 13 900 человек. В футбольных странах — Германии, Англии, Италии и Испании — этот показатель в среднем вдвое выше. Внушает оптимизм, что недавно построенные стадионы привлекли к себе внимание публики, на контрольных матчах на некоторых стадионах были аншлаги: горожане хотели своими глазами увидеть свежий объект. Но что будет после того, как фактор новизны сойдет на нет?

Правительство сегодня ставит задачу эффективного управления стадионами. Однако чрезмерных иллюзий быть не должно. Вот как видят ситуацию в «Спартаке», столичной команде с самой большой армией болельщиков в стране. «На строительство “Открытие Арены” потрачено 14,5 миллиарда рублей. По нашим расчетам, стадион не окупится никогда. Если в лучшую сторону изменится экономическая ситуация в стране, если у нас все стадионы будут заполняться на 90 процентов, а билеты будут стоить по 60 фунтов за средненькое место, как в Англии, — тогда возможна окупаемость лет через двадцать пять. Но за эти четверть века наверняка потребуются реконструкция, замена чего-нибудь. И все же арена может начать генерировать денежный поток. Выручка от продажи билетов должна составить 25–30 процентов дохода футбольного клуба», — откровенно делился нюансами экономики футбольного стадиона генеральный директор компании «Стадион “Спартак”» Андрей Федун.

Цены на билеты на ЧМ по футболу — 2018 в России (руб.)

Новые стадионы позволяют клубам начать привлечение болельщиков, развивать маркетинг и учиться зарабатывать, а не просить финансирование из региональных бюджетов. Но вряд ли в ближайшее время доходы от матчей повысятся. Понимая это, правительство уже выпустило шестилетнюю программу «О наследии чемпионата». Расходы на эксплуатацию стадионов будут частично профинансированы из федерального бюджета. Налогоплательщиком это обойдется в 13 млрд рублей.

Авиатерминалы, метро и дороги

Модернизации транспортной инфраструктуры оказалась даже дороже возведения стадионов. Стоимость федеральной подпрограммы «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры» программы подготовки к проведению ЧМ-2018, утвержденной пять лет назад, — 353 млрд рублей.

К чемпионату мира была проведена масштабная модернизация аэропортов. На их строительство и реконструкцию бюджет выделил 117 млрд рублей. Практически в каждом городе чемпионата был заново построен или реконструирован авиатерминал.

Особняком стоит проект строительства нового аэропорта в Ростове-на-Дону. «Ростовский аэропорт Платов — это первый со времен СССР аэропорт, построенный с нуля», — говорит управляющий партнер ГК «Спектрум» Владимир Иванов. Пропускная способность нового аэропорта — пять миллионов пассажиров в год, в перспективе она может увеличиться до 12 млн. Стоимость строительства составила 47 млрд рублей, из которых 19 млрд вложил холдинг «Аэропорты регионов».

Аэропорт Платов, Ростов-на-Дону. Фото: ТАСС

Существенно обновился и аэропорт Шереметьево. К чемпионату в нем введен в строй новый терминал B площадью 110 тыс. квадратных метров. Он сможет принимать до 20 млн пассажиров в год. Новый терминал будет соединен с действующими терминалами E, D и F автоматическим поездомфуникулером, идущим под землей. Инвестиции в сооружение и обустройство терминала B и участка около него составили 19 млрд рублей.

Новый терминал аэропорта Шереметьево. Фото: ТАСС

Базовая схема инвестирования в транспортные проекты предполагает, что средства из федерального бюджета направляются на крайние точки «маршрута болельщика» — аэропорты и стадионы, а также на развитие около них инфраструктуры, объектов энергетики, строительство и реконструкцию примыкающих дорог. За счет региональных бюджетов строились и реконструировались транспортные развязки, объекты инженерной инфраструктуры, больницы и часть дорог. Впрочем, в некоторых дорогостоящих проектах развития городской инфраструктуры предусмотрено софинансирование со стороны федерального центра. В частности, это касается станций метро около стадионов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Новых крупных развязок было построено немного (за исключением Калининграда). Субсидии из федерального бюджета помогли и отремонтировать дороги в центрах городов. «В Самаре впервые за последние десятилетия на дорогах не осталось ям. По городу можно с удовольствием ездить на машине», — говорит один из местных урбанистов.

«Хрущевки» в ганзейском стиле

Еще один блок проектов связан с благоустройством городов. Флагманские программы ожидаемо были реализованы в Москве.

Во-первых, программа комплексного благоустройства «Моя улица». За четыре года, по данным Контрольно-счетной палаты Москвы, на «одевание» улиц в центре города в гранит было потрачено 126,7 млрд рублей. Сомнения в том, связана ли реконструкция улиц с приездом иностранцев на чемпионат мира, исчезают, если знать, что «Моя улица» входит в столичную программу «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы».

Во-вторых, осуществлен уникальный проект: строительство общественного пространства нового типа — парка «Зарядье». Бюджет проекта составил 14 млрд рублей.

В-третьих, реализована программа благоустройства парков и природоохранных зон. В результате Москва в 2017 году потратила на благоустройство 91 млрд рублей. «Расходы одной Москвы на благоустройство составляют две трети затрат всех регионов на эти цели», — говорит экономист Наталья Зубаревич.

Не имея финансовых ресурсов столицы, регионы сделали акцент на ремонт фасадов. Только в Самаре приведен в порядок внешний вид 300 зданий. Кроме того, города реализуют небольшие проекты реконструкции или создания набережных. В частности, новые набережные были построены в Нижнем Новгороде и Саранске. В каждом городе чемпионата также появилась фан-зона для болельщиков

Самый необычный проект благоустройства реализован в Калининграде. На Ленинском проспекте в центре города десяток панельных пятиэтажек получили новые фасады в «ганзейском» стиле. Дома украсили клинкерным кирпичом с барельефами, на балконах появились кованые решетки, вместо плоских крыш — крутые черепичные скатные кровли. Единственный минус: в домах так и не заменили старые коммуникации. Так что, несмотря на «косметику», эти «хрущевки» придется через несколько лет вновь реновировать.

То, что не успели

Российская ментальность предполагает авральный характер реализации мегапроектов. Обычно в последние месяцы строители переходят на круглосуточную работу и ценой невероятных усилий завершают стройку к сроку. Но уже за несколько недель до старта мундиаля руководители сразу нескольких проектов признались: «К чемпионату не успеваем».

Самые серьезные срывы сроков связаны со строительством новых взлетнопосадочных полос в столичных аэропортах. Строительство третьей ВПП в Шереметьево c бюджетом более 64 млрд рублей было начато в 2011 году, его планировалось закончить в 2017-м. Причинами существенного отставания от графика называют долгое урегулирование проблем с переносом газопровода и нефтепродуктопровода и оформлением участков, суды с жителями о выкупе земель под строительство и сложную геологическую структуру местности. Завершить проект планируется уже в конце 2018 года.

Не успели к чемпионату построить и вторую взлетно-посадочную полосу в Домодедово. Ее начали возводить в 2014 году, запланированный срок ввода — 2016-й. Причина задержки — банкротство подрядчика «Строительное управление № 1». Федеральные чиновники уверяют, что перенос сроков ввода взлетно-посадочных полос не отразится на пассажирах.

Совсем немного времени не хватило, чтобы ввести в эксплуатацию канатную дорогу от Воробьевых гор до Лужников. «Канатная дорога в целом построена, сейчас ведутся пусконаладочные работы. Она будет запущена после окончания чемпионата мира по футболу, когда мы получим все официальные бумаги», — сообщил в мае заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «Канатка» с тремя станциями протяженностью 700 метров должна была связать главный стадион чемпионата, «Лужники», с фан-зоной для болельщиков на Воробьевых горах. Кабины будут идти по малому (на одном берегу, в том числе работая на горнолыжников) и большому кругам.

В Санкт-Петербурге к чемпионату успевают построить только две станции метро, в том числе одну около стадиона. Остальные три будут введены в строй в конце года.

Не реализованы и планы строительства отелей. Семь лет назад говорили, что их будет построено 100–150, три года спустя речь шла уже о 60, а реально их всего два-три десятка.

Два автомобильных мегапроекта не входили в программу подготовки к чемпионату, но срок их ввода привязывался к началу мундиаля. Речь идет о платной автодороге Москва — Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) вокруг столицы. К чемпионату эти дороги построить не успели. Новый срок ввода — 2020 год. Неоднократно анонсировалось и строительство к чемпионату высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Это проект даже не был начат.

К чемпионату планировалось создать знаковые общественные пространства в 40 городах страны. Однако успели лишь в нескольких городах — например, сделали набережную в Новосибирске. В большинстве городов приступить к этим проектам не успели: деньги были выделены в начале прошлого года, поэтому спроектировать и согласовать проекты до летнего сезона не удалось.

Президент Владимир Путин месяц назад настоятельно призвал не устраивать «штурмовщину и показуху» на завершающем этапе подготовки к чемпионату. В текущей ситуации это хороший выход: построенное в аврале часто потом приходится переделывать.

Несмотря на большое число незавершенных проектов, в целом «обязательная» программа подготовки к чемпионату выполнена. Для проведения мегатурнира все готово. Города, в которых будет проводиться чемпионат, получили импульс к развитию: для многих из них новый авиатерминал, отремонтированные дороги и фасады — это уже хороший результат.

Стадионы и тренировочные базы для чемпионата мира по футболу

Стадион «Калининград»

Строительство: 2015–2018 гг.
Стоимость: 17,8 млрд руб.
Вместительность: 35 000 зрителей (25 000 — после ЧМ-2018)

«Зенит Арена»

Строительство: 2007–2016 гг.
Стоимость: 37,8 млрд руб.
Вместительность: 68 440 зрителей

«Мордовия Арена»

Строительство: 2010–2018 гг.
Стоимость: 15,8 млрд руб.
Вместительность: 44 149 зрителей (30 000 — после ЧМ-2018)

Стадион «Нижний Новгород»

Строительство: 2015–2018 гг.
Стоимость: 17,9 млрд руб.
Вместительность: 45 000 зрителей (35 000 — после ЧМ-2018)

«Казань Арена»

Строительство: 2010–2013 гг.
Стоимость: 14,4 млрд руб.
Вместительность: 45 000 зрителей

«Самара Арена»

Строительство: 2014–2018 гг.
Стоимость: 18,2 млрд. руб.
Вместительность: 45 000 зрителей

«Екатеринбург Арена»

Строительство: 1953–1957 гг.
Реконструкция: 2014–2018 гг.
Стоимость: 12,7 млрд руб.
Вместительность: 35 696 зрителей (25 000 — после ЧМ-2018)

«Волгоград Арена»

Строительство: 2014–2018 гг.
Стоимость: 17 млрд руб.
Вместительность: 45 000 зрителей

Стадион «Фишт»

Строительство: 2007–2013 гг.
Реконструкция: 2014–2017 гг.
Стоимость: 27,5 млрд руб.
Вместительность: 48 000 зрителей

«Ростов Арена»

Строительство: 2012–2015 гг.
Стоимость: 18,7 млрд руб.
Вместительность: 45 000 зрителей

«Открытие Арена»

Строительство: 2007–2014 гг.
Стоимость: 14,5 млрд руб.
Вместительность: 45 360 зрителей

«Лужники»

Строительство: 1955–1956 гг.
Реконструкция: 2013–2016 гг.
Стоимость: 19 млрд руб.
Вместительность: 81 000 зрителей

тренировочная база команды

запасная тренировочная база

Источник: ФИФА

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Небо для катамаранов Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механика
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Кто быстрее нажмет на курок Кто быстрее нажмет на курок

Осенью может разразиться очередной мировой кризис

Эксперт
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы

Как заботиться о ментальном здоровьем во время смены сезона

Psychologies
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
Открыть в приложении