Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техникаHi-Tech

Бетонные гиганты выходят в море

Константин Ришес

Смена эпох и материалов

Не одно тысячелетие люди строят суда и корабли. Самым подходящим для этого материалом поначалу была древесина. Возможно, мысль использовать ее пришла в голову древним корабелам сразу же, как только на глаза им попался болтающийся в море невесть как там оказавшийся ствол дерева. Главное, на что нельзя было не обратить внимание, это то, что замеченный предмет не тонул в воде, и даже когда его захлестывала волна, какая-то неведомая сила выталкивала его на поверхность. С происхождением этой силы со временем помог разобраться древнегреческий мудрец Архимед, чье имя увековечено в названии силы, известной также как «выталкивающая». Теперь мы все знаем, что все объясняется просто: древесина, обладая плотностью (удельным весом), меньшей, чем у воды, непотопляема уже сама по себе, и одно только это обстоятельство уже существенно упрощало задачу кораблестроителей древности.

К тому же дефицитным этот материал в большинстве регионов Земли, как правило, не был. В различных уголках нашей планеты использовались различные (присущие данному региону) виды древесины – от популярной на севере сосны до экзотической бальзы в Южной Америке (кстати, именно из нее был построен ставший знаменитым плот Кон Тики Тура Хейердала). Строили лодки и суда из бамбука и папируса (вспомним лодки Ра того же Хейердала). В общем, использовалось все, что было способно самостоятельно держаться на воде. Однако упомянутые материалы растительного происхождения не только хорошо плавали, но и горели неплохо, а также были подвержены гниению, да и прочностью особой похвастаться не могли.

Прошли века, прежде чем на смену дереву пришли металлы. Чтобы это совершилось, людям пришлось многому научиться: находить руду, выплавлять из нее металлы – железо, медь, много позже – алюминий и титан, затем обрабатывать металл – придавать ему форму, требуемую для сборки корпусов судов. Однако все металлы тяжелее воды, поэтому изготовленные из них конструкции способны держаться на воде лишь благодаря той самой выталкивающей силе, как известно, равной весу воды, вытесняемой корпусом судна при погружении. Придаваемая корпусу пространственная форма обеспечивала судну не только его плавучесть, но и возможность нести на себе определенный полезный груз. Металлы прочны и привлекательны для судостроителей, благодаря многим своим качествам. Однако их высокий удельный вес делает металлические корпуса судов достаточно тяжелыми, снижая вес допустимой полезной нагрузки, они (за исключением титана) подвержены коррозии в морской воде, склонны к намагничиванию. Кроме того, они (за исключением титана) подвержены коррозии в воде и (в своем большинстве) склонны к намагничиванию. Позже, в XX веке, для постройки судов определенных классов (например, минных тральщиков) стали использовать различные пластмассы, а также высокопрочные композитные материалы.

Новое или хорошо забытое старое

Новым материалом в арсенале судостроителей неожиданно для многих стал бетон. Однако выяснилось, что эта «новость» не так и нова, поскольку бетон пришел в судостроение еще на рубеже XIX и XX веков. Это время можно считать, по сути, зарождением нового направления в развитии судостроения, основанного на использовании бетона и железобетона в качестве основного материала для корпусов морских и речных судов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Порхать как бабочка Порхать как бабочка

История боксерского поединка на вершине воздушного шара

Men Today
Читая «Капитал» Читая «Капитал»

Джорджа Блейка принято называть легендарным советским разведчиком

Дилетант
Зубастые красавицы Зубастые красавицы

Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину

Вокруг света
За что умер Иван Сусанин? За что умер Иван Сусанин?

Кем был Иван Сусанин и чем он прославился?

Дилетант
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
Крепкий фундамент Крепкий фундамент

Особенности взаимоотношений российских яхтенных дилеров с британскими верфями

Y Magazine
Вяление Вяление

Вяление и его производные дают интересные и порой неожиданные результаты

Bones
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
Когда вырасту Когда вырасту

Люди сегодня ищут место по душе, где будут замечать их, давать возможность расти

Новый очаг
Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Рынок фемтеха в России в перспективе пяти-семи лет может вырасти до 110 млрд

Forbes
Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce

Rolls-Royce: история, смысл шильдика на капоте и образ владельца сквозь время

Правила жизни
«Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся «Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся

Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
Полярный бизнес-круг Полярный бизнес-круг

Российские компании против таяния мерзлоты: как бизнес адаптируется к угрозам

Ведомости
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Давай ты скажешь Давай ты скажешь

Из чего рождается стендап и что даёт тем, кто им занимается?

Новый очаг
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
Мошенники осваивают самозапрет Мошенники осваивают самозапрет

Как граждане злоупотребляют самозапретом на выдачу кредитов

Ведомости
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Замок Цецилиенхоф Замок Цецилиенхоф

Построенный в начале ХХ столетия Цецилиенхоф напоминает дворец Коттедж Петергофа

Дилетант
Кто разбурит ТРИЗы? Кто разбурит ТРИЗы?

Запрет США на работу их нефтесервиса в России не будет иметь последствий

Монокль
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Как психологическое состояние влияет на сексуальную жизнь Как психологическое состояние влияет на сексуальную жизнь

Половая жизнь — это не только физиология, но и сложный эмоциональный процесс

Правила жизни
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения

Почему землетрясения не поддаются прогнозированию?

ТехИнсайдер
Фитнес-геометрия Фитнес-геометрия

Уникальная методика тренировок от фитнес-редакторов Ксении Ruff и Олега Майами

ЖАРА Magazine
5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно 5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно

5 истин о супружеской жизни, знание которых может помочь построить брак

Inc.
Открыть в приложении