Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техникаHi-Tech

Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Юрий Каторин

Британская АПЛ типа «Трафальгар»

В 2000 году сразу после катастрофы «Курска» в Великобритании в срочном порядке были сняты с боевого дежурства все 6 лодок типа «Свифтшур» и в течение 2002–2006 годов отправлены в резерв. На этих субмаринах, построенных с 1969 по 1981 год на верфях фирмы «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» и ранее составляющих основу британского атомного подводного флота, были обнаружены серьезные неполадки в системе охлаждения реактора. В Министерстве обороны Великобритании были уверены, что если лодки и в дальнейшем будут выходить в море, их наверняка постигнет участь «Курска». Причем в худшем варианте: в случае катастрофы непременно произошла бы утечка радиации. По состоянию на начало 2011 года в составе Королевского флота не осталось ни одной лодки этого типа.

Более современные лодки класса «Трафальгар» специально проектировались для противостояния советским подлодкам в Средиземном море и Северной Атлантике. Унаследовав удачный дизайн от «Свифтшур», лодки нового класса стали намного быстрее и тише. Заказ на первую подлодку поступил 7 апреля 1977 года в компанию «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd», на судоверфях которой создан весь современный подводный флот. Средняя продолжительность строительства одного подводного корабля составила четыре с половиной года. С 1979 по 1991 год на верфях фирмы «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» было построено 7 подводных лодок типа «Трафальгар». По состоянию на сентябрь 2020 года 3 лодки этого типа остаются на вооружении ВМФ Великобритании, 4 АПЛ списаны.

Боковая проекция АПЛ типа «Трафальгар»

В основу дизайна корпуса лодки положен классический альбакоровский корпус. С целью упрощения производства форма была изменена в средней части корпуса на цилиндрическую и сплющена на корме, в сравнении с американскими подводными лодками. Как результат наличия большого количества оборудования на корме и в силу ее формы лодка получила несколько сниженные характеристики плавучести. Лодки класса «Трафальгар», впрочем, как и другие подводные корабли королевского флота, покрыты сотнями квадратных метров резины для уменьшения уровня шума и гидролокационного определения.

На АПЛ данного типа установлен водо-водяной энергетический реактор «Rolls-Royce» PWR1 Core Z. Реактор работает в паре с двумя паровыми турбинами производства «General Electric Company». Эти 2 турбогенератора выдают мощность около 15 тыс. л.с. (11 МВт) на водомет на всех АПЛ данного типа, кроме HMS Trafalgar, на которой был установлен гребной винт.

Общая численность экипажа: 130 чел., в том числе 18 офицеров. Условия для жизни моряков довольно стесненные, небольшие кубрики с трехъярусными койками, каждый предназначен для жизни до 30 человек. И только командир имеет что-то типа отдельной каюты. Всего на АПЛ 99 спальных мест, это означает, что некоторым младшим членам экипажа придется делить спальное место с товарищем. Именно койку, а не кубрик.

Каюта командира на HMS Torbay

Изначально АПЛ типа «Трафальгар» были вооружены только торпедами и ПКР «Гарпун», однако в 1990-е их дооборудовали, так что могут быть использованы до 30 видов вооружений. На лодке находятся пять торпедных аппаратов диаметром 533 мм. Основной боекомплект: 20 торпед Мк.8 и Мк.24 «Тайгер-фиш» калибра 533 мм и 5 противокорабельных ракет «Гарпун» с подводным стартом или 50 мин Мк.5 «Стоунфиш» и Мк.6 «Си Учин». Тяжелые торпеды Mk.24-2 «Tigerfish» («рыба-тигр») массой 1550 кг несут на себе боеголовку массой 340 кг. Используя активное наведение, они могут поражать цели на расстоянии до 40 км. В настоящее время происходит их постепенная замена на современные тяжелые торпеды «Spearfish» («рыба-меч»). Ее масса составляет 1850 кг, вес боеголовки – 300 кг, максимальный радиус поражения – 54 км. Торпеды обоих типов изготавливаются компанией «GEC-Marconi».

19 мая 2000 года в Гибралтарском проливе произошел инцидент на «Тирелес», в ходе которого случился сброс радиоактивной воды в Средиземное море из-за дефекта системы охлаждения атомного реактора. После расследования специально созданной комиссией было установлено, что авария произошла из-за конструктивных недостатков атомного реактора. Такие дефекты были обнаружены на всех лодках и получили название «ошибки "Tireless"». Лодка была немедленно выведена из боевого состава флота, вновь введена 13 мая 2003 года. В настоящее время идет постепенный вывод из боевого состава флота этих подводных кораблей, четыре подлодки уже списаны (S.107 «Трафальгар» – 04.12.09, S.87 «Турбулент» – 14.07.12, S.88 «Тирелес» –19.06.14 и S.90 «Торбей» – 14.07.17). Полное снятие с вооружения подводных лодок типа «Трафальгар» запланировано к 2023 году, по мере ввода в строй новых HMS типа «Астут».

Основным назначением АПЛ данного типа поначалу являлось выслеживание и уничтожение ракетных атомных лодок неприятеля, однако в наше время спектр применения лодок типа «Трафальгар» значительно расширен. Так, HMS Turbulent принимала участие в войне в Ираке в 2003 году, осуществляя запуск ракет «Tomahawk» по наземным целям. В 2001 году HMS Trafalgar и HMS Triumph принимали участие в операции Veritas (Веритас), направленной против талибов в Афганистане. HMS Triumph в ходе этой операции неоднократно осуществляла запуск ракет «Tomahawk» по целям, расположенным на территории Афганистана.

Пуск ракет «Tomahawk» с HMS Triumph

В 1993 году военное министерство объявило конкурс на разработку проекта многоцелевой подлодки. Нешуточная борьба разыгралась между двумя крупнейшими судостроительными компаниями Англии: «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» (VSEL) и «GEC Marconi». В декабре 1995 года было объявлено, что военные выбрали вторую компанию, представившую большее количество инноваций и предложений. Обсуждение нового проекта и переговоры продолжались в течение последующего года, и в марте 1997 года был подписан контракт на создание АПЛ типа «Астьютe» (HMS Astute).

Британская АПЛ типа «Астьют»

Субмарины стали дальнейшим развитием подводных лодок типа «Трафальгар» с удлиненным ограждением рубки и двумя оптико-электронными перископами «Оптроникс». На «Astute» использовали такую же схему расположения носовых горизонтальных рулей, что и на ПЛАРБ типа «Vanguard»: они смещены к ограждению прочной рубки под палубу надстройки. В проекте были учтены все доказавшие свою эффективность новшества, использованные при модернизации этих лодок. Основные отличия – усовершенствованная атомная энергетическая установка, более низкий уровень шумности, увеличенный боекомплект и сокращенный состав экипажа. Все АПЛ типа «Астьют» (в переводе с английского означает «проницательный») строятся на судоверфи «Marine Barrow», принадлежащей компании «GEC Marconi».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Насколько безопасно использование интернет-банкинга? Насколько безопасно использование интернет-банкинга?

Что такое интернет-бакинг и надежен ли он?

Наука и техника
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Курс на технологическую независимость Курс на технологическую независимость

В этом году стартовал новый нацпроект в АПК

Агроинвестор
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Лучший производитель великих дел Лучший производитель великих дел

Бурхард Кристоф Миних был настоящим русским патриотом и храбрым воякой

Дилетант
Парижский чемодан полпреда Парижский чемодан полпреда

Невероятная находка в Париже: автограф Кузмина и тайны Серебряного века!

Дилетант
Время раскручивать гайки Время раскручивать гайки

Трамп, санкции и ресурсы: началась новая игра политиков?

Ведомости
Семейные ценности Семейные ценности

«Тюдоры»: хорошая интрига важнее историчности, а легенды сильнее реальности

Дилетант
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Открыть в приложении