Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техникаHi-Tech

Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Юрий Каторин

Британская АПЛ типа «Трафальгар»

В 2000 году сразу после катастрофы «Курска» в Великобритании в срочном порядке были сняты с боевого дежурства все 6 лодок типа «Свифтшур» и в течение 2002–2006 годов отправлены в резерв. На этих субмаринах, построенных с 1969 по 1981 год на верфях фирмы «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» и ранее составляющих основу британского атомного подводного флота, были обнаружены серьезные неполадки в системе охлаждения реактора. В Министерстве обороны Великобритании были уверены, что если лодки и в дальнейшем будут выходить в море, их наверняка постигнет участь «Курска». Причем в худшем варианте: в случае катастрофы непременно произошла бы утечка радиации. По состоянию на начало 2011 года в составе Королевского флота не осталось ни одной лодки этого типа.

Более современные лодки класса «Трафальгар» специально проектировались для противостояния советским подлодкам в Средиземном море и Северной Атлантике. Унаследовав удачный дизайн от «Свифтшур», лодки нового класса стали намного быстрее и тише. Заказ на первую подлодку поступил 7 апреля 1977 года в компанию «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd», на судоверфях которой создан весь современный подводный флот. Средняя продолжительность строительства одного подводного корабля составила четыре с половиной года. С 1979 по 1991 год на верфях фирмы «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» было построено 7 подводных лодок типа «Трафальгар». По состоянию на сентябрь 2020 года 3 лодки этого типа остаются на вооружении ВМФ Великобритании, 4 АПЛ списаны.

Боковая проекция АПЛ типа «Трафальгар»

В основу дизайна корпуса лодки положен классический альбакоровский корпус. С целью упрощения производства форма была изменена в средней части корпуса на цилиндрическую и сплющена на корме, в сравнении с американскими подводными лодками. Как результат наличия большого количества оборудования на корме и в силу ее формы лодка получила несколько сниженные характеристики плавучести. Лодки класса «Трафальгар», впрочем, как и другие подводные корабли королевского флота, покрыты сотнями квадратных метров резины для уменьшения уровня шума и гидролокационного определения.

На АПЛ данного типа установлен водо-водяной энергетический реактор «Rolls-Royce» PWR1 Core Z. Реактор работает в паре с двумя паровыми турбинами производства «General Electric Company». Эти 2 турбогенератора выдают мощность около 15 тыс. л.с. (11 МВт) на водомет на всех АПЛ данного типа, кроме HMS Trafalgar, на которой был установлен гребной винт.

Общая численность экипажа: 130 чел., в том числе 18 офицеров. Условия для жизни моряков довольно стесненные, небольшие кубрики с трехъярусными койками, каждый предназначен для жизни до 30 человек. И только командир имеет что-то типа отдельной каюты. Всего на АПЛ 99 спальных мест, это означает, что некоторым младшим членам экипажа придется делить спальное место с товарищем. Именно койку, а не кубрик.

Каюта командира на HMS Torbay

Изначально АПЛ типа «Трафальгар» были вооружены только торпедами и ПКР «Гарпун», однако в 1990-е их дооборудовали, так что могут быть использованы до 30 видов вооружений. На лодке находятся пять торпедных аппаратов диаметром 533 мм. Основной боекомплект: 20 торпед Мк.8 и Мк.24 «Тайгер-фиш» калибра 533 мм и 5 противокорабельных ракет «Гарпун» с подводным стартом или 50 мин Мк.5 «Стоунфиш» и Мк.6 «Си Учин». Тяжелые торпеды Mk.24-2 «Tigerfish» («рыба-тигр») массой 1550 кг несут на себе боеголовку массой 340 кг. Используя активное наведение, они могут поражать цели на расстоянии до 40 км. В настоящее время происходит их постепенная замена на современные тяжелые торпеды «Spearfish» («рыба-меч»). Ее масса составляет 1850 кг, вес боеголовки – 300 кг, максимальный радиус поражения – 54 км. Торпеды обоих типов изготавливаются компанией «GEC-Marconi».

19 мая 2000 года в Гибралтарском проливе произошел инцидент на «Тирелес», в ходе которого случился сброс радиоактивной воды в Средиземное море из-за дефекта системы охлаждения атомного реактора. После расследования специально созданной комиссией было установлено, что авария произошла из-за конструктивных недостатков атомного реактора. Такие дефекты были обнаружены на всех лодках и получили название «ошибки "Tireless"». Лодка была немедленно выведена из боевого состава флота, вновь введена 13 мая 2003 года. В настоящее время идет постепенный вывод из боевого состава флота этих подводных кораблей, четыре подлодки уже списаны (S.107 «Трафальгар» – 04.12.09, S.87 «Турбулент» – 14.07.12, S.88 «Тирелес» –19.06.14 и S.90 «Торбей» – 14.07.17). Полное снятие с вооружения подводных лодок типа «Трафальгар» запланировано к 2023 году, по мере ввода в строй новых HMS типа «Астут».

Основным назначением АПЛ данного типа поначалу являлось выслеживание и уничтожение ракетных атомных лодок неприятеля, однако в наше время спектр применения лодок типа «Трафальгар» значительно расширен. Так, HMS Turbulent принимала участие в войне в Ираке в 2003 году, осуществляя запуск ракет «Tomahawk» по наземным целям. В 2001 году HMS Trafalgar и HMS Triumph принимали участие в операции Veritas (Веритас), направленной против талибов в Афганистане. HMS Triumph в ходе этой операции неоднократно осуществляла запуск ракет «Tomahawk» по целям, расположенным на территории Афганистана.

Пуск ракет «Tomahawk» с HMS Triumph

В 1993 году военное министерство объявило конкурс на разработку проекта многоцелевой подлодки. Нешуточная борьба разыгралась между двумя крупнейшими судостроительными компаниями Англии: «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» (VSEL) и «GEC Marconi». В декабре 1995 года было объявлено, что военные выбрали вторую компанию, представившую большее количество инноваций и предложений. Обсуждение нового проекта и переговоры продолжались в течение последующего года, и в марте 1997 года был подписан контракт на создание АПЛ типа «Астьютe» (HMS Astute).

Британская АПЛ типа «Астьют»

Субмарины стали дальнейшим развитием подводных лодок типа «Трафальгар» с удлиненным ограждением рубки и двумя оптико-электронными перископами «Оптроникс». На «Astute» использовали такую же схему расположения носовых горизонтальных рулей, что и на ПЛАРБ типа «Vanguard»: они смещены к ограждению прочной рубки под палубу надстройки. В проекте были учтены все доказавшие свою эффективность новшества, использованные при модернизации этих лодок. Основные отличия – усовершенствованная атомная энергетическая установка, более низкий уровень шумности, увеличенный боекомплект и сокращенный состав экипажа. Все АПЛ типа «Астьют» (в переводе с английского означает «проницательный») строятся на судоверфи «Marine Barrow», принадлежащей компании «GEC Marconi».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Новогодний сюрприз Новогодний сюрприз

Борис Николаевич Ельцин был горазд на сюрпризы

Дилетант
В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба

Ученые обнаружили три кроманьонских человеческих зуба в Костёнки-1

N+1
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Рублевый поток Рублевый поток

Как изменилось сотрудничество России и ЕС в газовой сфере

Ведомости
Дюжина шампуров в спину сельдерея Дюжина шампуров в спину сельдерея

Профессор генетической эпидемиологии разоблачил 12 мифов о здоровом питании

Maxim
«Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся «Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся

Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения

Почему землетрясения не поддаются прогнозированию?

ТехИнсайдер
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец

Бумажные полотенца годятся не только для того, чтобы протереть стол или руки

VOICE
Современный комфорт Современный комфорт

Просторная квартира для молодой семейной пары с детьми в минималистском стиле

SALON-Interior
Мили ненависти Мили ненависти

Попытка морской блокады Калининграда — однозначно трактуемый акт агрессии

Монокль
В чем сила, ИИ? В чем сила, ИИ?

Сопоставим наши ожидания и реальное состояние разработок в сфере ИИ

Монокль
«Интересно делать что-то нестандартное» «Интересно делать что-то нестандартное»

Анна Снаткина о любви к фэнтези и принципах воспитания дочери

OK!
«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки» «Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

Монокль
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Мухи-журчалки начали точно подражать осам уже 33 миллиона лет назад Мухи-журчалки начали точно подражать осам уже 33 миллиона лет назад

Ученые обнаружили ископаемую муху-журчалку, которая подражала окраске ос

N+1
Курс на весну Курс на весну

8 свежих идей для сезонного украшения дома

Добрые советы
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Ольга Звагольская Ольга Звагольская

Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ru
Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть» Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть»

Что предшествовало судебной реформе 1864 года

СНОБ
Женский бег с препятствиями Женский бег с препятствиями

Женщины Древней Греции и Спарты: спорт как способ борьбы за свободу и права

Знание – сила
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Городская пещера Городская пещера

Ксения Степаненко создала тактильный интерьер «вне трендов»

SALON-Interior
Никита Кондрушенко Никита Кондрушенко

Никита Кондрушенко — о жаре Бежара, лоске Берлускони и гении Папояна

Собака.ru
Восстановление машин Восстановление машин

Какие факторы подрывают положительное влияние роста машиностроения

Ведомости
Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна? Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна?

Почему железные дороги в странах мира отличаются по ширине и какая самая широкая

ТехИнсайдер
Ирландская загадочность, стиль и бездонные голубые глаза: 7 лучших фильмов с Киллианом Мерфи Ирландская загадочность, стиль и бездонные голубые глаза: 7 лучших фильмов с Киллианом Мерфи

Самые знаковые работы харизматичного актера Киллиана Мерфи

Psychologies
Девчонки на кухне Девчонки на кухне

«Программа «Еда как в сказке» с дочерьми — лучшее, что со мной случилось»

Новый очаг
Открыть в приложении