Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техникаHi-Tech

Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Юрий Каторин

Британская АПЛ типа «Трафальгар»

В 2000 году сразу после катастрофы «Курска» в Великобритании в срочном порядке были сняты с боевого дежурства все 6 лодок типа «Свифтшур» и в течение 2002–2006 годов отправлены в резерв. На этих субмаринах, построенных с 1969 по 1981 год на верфях фирмы «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» и ранее составляющих основу британского атомного подводного флота, были обнаружены серьезные неполадки в системе охлаждения реактора. В Министерстве обороны Великобритании были уверены, что если лодки и в дальнейшем будут выходить в море, их наверняка постигнет участь «Курска». Причем в худшем варианте: в случае катастрофы непременно произошла бы утечка радиации. По состоянию на начало 2011 года в составе Королевского флота не осталось ни одной лодки этого типа.

Более современные лодки класса «Трафальгар» специально проектировались для противостояния советским подлодкам в Средиземном море и Северной Атлантике. Унаследовав удачный дизайн от «Свифтшур», лодки нового класса стали намного быстрее и тише. Заказ на первую подлодку поступил 7 апреля 1977 года в компанию «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd», на судоверфях которой создан весь современный подводный флот. Средняя продолжительность строительства одного подводного корабля составила четыре с половиной года. С 1979 по 1991 год на верфях фирмы «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» было построено 7 подводных лодок типа «Трафальгар». По состоянию на сентябрь 2020 года 3 лодки этого типа остаются на вооружении ВМФ Великобритании, 4 АПЛ списаны.

Боковая проекция АПЛ типа «Трафальгар»

В основу дизайна корпуса лодки положен классический альбакоровский корпус. С целью упрощения производства форма была изменена в средней части корпуса на цилиндрическую и сплющена на корме, в сравнении с американскими подводными лодками. Как результат наличия большого количества оборудования на корме и в силу ее формы лодка получила несколько сниженные характеристики плавучести. Лодки класса «Трафальгар», впрочем, как и другие подводные корабли королевского флота, покрыты сотнями квадратных метров резины для уменьшения уровня шума и гидролокационного определения.

На АПЛ данного типа установлен водо-водяной энергетический реактор «Rolls-Royce» PWR1 Core Z. Реактор работает в паре с двумя паровыми турбинами производства «General Electric Company». Эти 2 турбогенератора выдают мощность около 15 тыс. л.с. (11 МВт) на водомет на всех АПЛ данного типа, кроме HMS Trafalgar, на которой был установлен гребной винт.

Общая численность экипажа: 130 чел., в том числе 18 офицеров. Условия для жизни моряков довольно стесненные, небольшие кубрики с трехъярусными койками, каждый предназначен для жизни до 30 человек. И только командир имеет что-то типа отдельной каюты. Всего на АПЛ 99 спальных мест, это означает, что некоторым младшим членам экипажа придется делить спальное место с товарищем. Именно койку, а не кубрик.

Каюта командира на HMS Torbay

Изначально АПЛ типа «Трафальгар» были вооружены только торпедами и ПКР «Гарпун», однако в 1990-е их дооборудовали, так что могут быть использованы до 30 видов вооружений. На лодке находятся пять торпедных аппаратов диаметром 533 мм. Основной боекомплект: 20 торпед Мк.8 и Мк.24 «Тайгер-фиш» калибра 533 мм и 5 противокорабельных ракет «Гарпун» с подводным стартом или 50 мин Мк.5 «Стоунфиш» и Мк.6 «Си Учин». Тяжелые торпеды Mk.24-2 «Tigerfish» («рыба-тигр») массой 1550 кг несут на себе боеголовку массой 340 кг. Используя активное наведение, они могут поражать цели на расстоянии до 40 км. В настоящее время происходит их постепенная замена на современные тяжелые торпеды «Spearfish» («рыба-меч»). Ее масса составляет 1850 кг, вес боеголовки – 300 кг, максимальный радиус поражения – 54 км. Торпеды обоих типов изготавливаются компанией «GEC-Marconi».

19 мая 2000 года в Гибралтарском проливе произошел инцидент на «Тирелес», в ходе которого случился сброс радиоактивной воды в Средиземное море из-за дефекта системы охлаждения атомного реактора. После расследования специально созданной комиссией было установлено, что авария произошла из-за конструктивных недостатков атомного реактора. Такие дефекты были обнаружены на всех лодках и получили название «ошибки "Tireless"». Лодка была немедленно выведена из боевого состава флота, вновь введена 13 мая 2003 года. В настоящее время идет постепенный вывод из боевого состава флота этих подводных кораблей, четыре подлодки уже списаны (S.107 «Трафальгар» – 04.12.09, S.87 «Турбулент» – 14.07.12, S.88 «Тирелес» –19.06.14 и S.90 «Торбей» – 14.07.17). Полное снятие с вооружения подводных лодок типа «Трафальгар» запланировано к 2023 году, по мере ввода в строй новых HMS типа «Астут».

Основным назначением АПЛ данного типа поначалу являлось выслеживание и уничтожение ракетных атомных лодок неприятеля, однако в наше время спектр применения лодок типа «Трафальгар» значительно расширен. Так, HMS Turbulent принимала участие в войне в Ираке в 2003 году, осуществляя запуск ракет «Tomahawk» по наземным целям. В 2001 году HMS Trafalgar и HMS Triumph принимали участие в операции Veritas (Веритас), направленной против талибов в Афганистане. HMS Triumph в ходе этой операции неоднократно осуществляла запуск ракет «Tomahawk» по целям, расположенным на территории Афганистана.

Пуск ракет «Tomahawk» с HMS Triumph

В 1993 году военное министерство объявило конкурс на разработку проекта многоцелевой подлодки. Нешуточная борьба разыгралась между двумя крупнейшими судостроительными компаниями Англии: «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» (VSEL) и «GEC Marconi». В декабре 1995 года было объявлено, что военные выбрали вторую компанию, представившую большее количество инноваций и предложений. Обсуждение нового проекта и переговоры продолжались в течение последующего года, и в марте 1997 года был подписан контракт на создание АПЛ типа «Астьютe» (HMS Astute).

Британская АПЛ типа «Астьют»

Субмарины стали дальнейшим развитием подводных лодок типа «Трафальгар» с удлиненным ограждением рубки и двумя оптико-электронными перископами «Оптроникс». На «Astute» использовали такую же схему расположения носовых горизонтальных рулей, что и на ПЛАРБ типа «Vanguard»: они смещены к ограждению прочной рубки под палубу надстройки. В проекте были учтены все доказавшие свою эффективность новшества, использованные при модернизации этих лодок. Основные отличия – усовершенствованная атомная энергетическая установка, более низкий уровень шумности, увеличенный боекомплект и сокращенный состав экипажа. Все АПЛ типа «Астьют» (в переводе с английского означает «проницательный») строятся на судоверфи «Marine Barrow», принадлежащей компании «GEC Marconi».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха

Виолончелист Александр Рамм — об идеальном инструменте и музыкальной семье

СНОБ
Финская карта генерала Юденича Финская карта генерала Юденича

Почему не сработал расчёт генерала Юденича на помощь Финляндии

Дилетант
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

Консервы, производство свекольного сахара – это началось в Наполеоновскую эпоху

Вокруг света
«За антисоветскую агитацию и пропаганду» «За антисоветскую агитацию и пропаганду»

В 1987 году численность политических заключённых в СССР выглядела минимальной

Дилетант
Выяснилось, что микропластик вызывает резистентность к 4 видам антибиотиков Выяснилось, что микропластик вызывает резистентность к 4 видам антибиотиков

Микропластик активно помогает бактериям развивать устойчивость к лекарствам

Inc.
Быть старой — как это? Быть старой — как это?

Как рассказать ребенку о старости?

СНОБ
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
Восстановление машин Восстановление машин

Какие факторы подрывают положительное влияние роста машиностроения

Ведомости
Смена поколений на арт-рынке Смена поколений на арт-рынке

Как смена поколений влияет на рынок искусства и люкса

Ведомости
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
Нежные чувства Нежные чувства

Твой ребенок впервые влюбился. И, конечно, думает, что ты ничего не понимаешь

Лиза
Интерьер-праздник Интерьер-праздник

Эффектная и яркая иллюстрация к поговорке «дизайн на кончиках пальцев»

Идеи Вашего Дома
Полярный бизнес-круг Полярный бизнес-круг

Российские компании против таяния мерзлоты: как бизнес адаптируется к угрозам

Ведомости
5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно 5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно

5 истин о супружеской жизни, знание которых может помочь построить брак

Inc.
Дом творчества Дом творчества

Современная интерпретация классической писательской дачи

Идеи Вашего Дома
5 простых техник, с помощью которых вы научитесь слышать друг друга в отношениях 5 простых техник, с помощью которых вы научитесь слышать друг друга в отношениях

Какие простые приемы могут почти сразу улучшить ваши отношения?

Psychologies
Банная философия Банная философия

Баня как путь к очищению: истории и практики из Красной Поляны

Seasons of life
Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce

Rolls-Royce: история, смысл шильдика на капоте и образ владельца сквозь время

Правила жизни
Красота и время Красота и время

Женская красота — та самая условность, которая влияет на всю нашу жизнь

Новый очаг
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Зубастые красавицы Зубастые красавицы

Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину

Вокруг света
Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением

Как решения используют в России по уборке нефтепродуктов?

Inc.
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Как понять, если ли паразиты в организме: основные симптомы и признаки заражения Как понять, если ли паразиты в организме: основные симптомы и признаки заражения

Как обнаружить гельминтов и избавиться от них

Inc.
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Открыть в приложении