Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Королева эпатажа, светская львица, поклонница спиритических сеансов, муза художников и модельеров — все это характеризует маркизу Луизу Казати. К середине XX века эта итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени: устраивала провокационные перформансы на балах и появлялась на публике в крайне экстравагантных нарядах. Богатая наследница, расставшаяся с мужем-маркизом, сделала из себя бренд и покорила Европу своей скандальной индивидуальностью. Среди ее поклонников были Айседора Дункан и Пабло Пикассо. Рассказываем, как Луиза Казати превратила свою жизнь в искусство.
Скромная дочь и хорошая жена с чертовщинкой
Луиза Казати (урожденная Амман) появилась на свет в Милане в январе 1881 года. Вместе со старшей сестрой Франческой она росла в очень богатой семье, не знавшей лишений. Отцом девочек был известный текстильный магнат, граф Амман, которому покровительствовал король Умберто I, а матерью — любительница искусства и законодательница моды Лучия Бресси. Большую часть детства сестры Амман провели в безмятежности и изобилии. Родители потворствовали капризам обожаемых дочерей и обеспечили им неплохое частное образование. Но граф Амман и его супруга скончались, когда Луизе исполнилось 15 лет. Сестры остались сиротами с одним из крупнейших состояний в Италии. После смерти родителей о девочках заботились гувернантки.
Замкнутая Луиза, которая при жизни родителей оставалась в тени бойкой Франчески, спустя четыре года, в 1900-м, эффектно дебютировала на балу. Там она встретила потомка древнего миланского рода — маркиза Камилло Казати Стампа ди Сончино — и вскоре стала его женой. Новоиспеченная маркиза Казати вела помпезную жизнь и постепенно начала окружать себя ореолом таинственности. Медовый месяц супруги Казати провели в Париже — позже французы прозвали Луизу Венерой Пер-Лашез (Пер-Лашез — известное парижское кладбище). «Она была первым готом», — напишут о ней Скотт Райерсон и Майкл Орландо Яккарино в своей книге «Неистовая маркиза».
Уже в первые годы замужества Казати охотно подогревала слухи о своем пристрастии к оккультизму. Дочь от мужа-маркиза она нарекла Кристиной в знак уважения к итальянской княгине Кристине Тривульцио Бельджойозо, которая в XIX веке прославилась увлечением некромантией и любовными ритуалами. Дух покойной аристократки Казати позже попытается вызвать на одном из спиритических сеансов в своем венецианском особняке, расположенном на Гранд-канале. Луиза и сама в чем-то будет подражать княгине Бельджойозо, которую историки называют «впечатляющей феминисткой XIX века, свободным мыслителем и политической активисткой». В отличие от женщины-кумира, помимо упражнений в черной магии боровшейся за независимость Италии от Австрийской империи, Казати не стремилась изменить мир, но отличалась прогрессивными взглядами на брак.
Экзотические провокации

С мужем-маркизом Луиза проживала в разных домах, потому что нуждалась в личном пространстве, где ее никто не мог побеспокоить. Замужество и вовсе казалось Казати формальностью — она изменяла равнодушному супругу с поэтом, мыслителем и будущим протофашистским деятелем Габриэле Д’Аннунцио, с которым завела знакомство на охоте. Бурный роман с «принцем декаданса» привел к окончательному разладу Луизы с маркизом. В 1914 году Казати разорвала отношения с мужем, а в 1924-м стала первой итальянской женщиной, получившей разрешение на развод от католической церкви. Освободившись от гнетущего союза с маркизом, Луиза полностью отдалась своему превращению в «борца с посредственностью». Необычайно высокую и мертвенно-бледную Казати, которая красила короткостриженые волосы в рыжий цвет, чтобы они напоминали языки пламени, и придавала зеленым глазам особый блеск с помощью сока белладонны, современники одновременно считали «вампиром, райской птицей, богиней и обыкновенной сумасшедшей». По совету Габриэле Д’Аннунцио маркиза обосновалась в Венеции, выбрав своим новым домом недостроенный палаццо Веньер-деи-Леони (сегодня там находится коллекция Пегги Гуггенхайм).
Луиза окружила себя многочисленными экзотическими созданиями: ручными белыми павлинами, пантерой, гориллами, попугаями, удавами, дроздами-альбиносами, а по ночам любила прогуливаться в компании двух гепардов, которых водила на поводке, усыпанном драгоценными камнями. Сейчас Казати однозначно осудили бы за жестокое обращение с животными, но в XX веке ее домашний зоопарк так и манил европейскую знать и богему: аристократы и люди искусства мечтали хотя бы раз побывать во владениях необыкновенной маркизы. Прогулки Казати с большими кошками по площади Сан-Марко даже вдохновили ювелирный дом Cartier на создание коллекции Panthère.