Черная или белая?
«Почему одним все, а другим – ничего», нередко думаем мы, глядя на тех, кто кажется нам более удачливым. Неприятно признаваться, но мы завидуем, и порой довольно мучительно. Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Зависть, на самом деле, чувство-феномен. Сильнейшее переживание, которое мы запрещаем себе испытывать. Нам легко признаться в гневе, боли или унынии, но от зависти мы, как правило, яростно открещиваемся. Так же, как и от ненависти. Мы сами отрицаем эту эмоцию, поэтому ее так трудно распознать и еще сложнее признать. Произнести вслух «я завидую» для нас то же самое, что объявить «я хуже другого» или «я неполноценна».
У зависти есть социальный контекст. Она всегда связана с другим человеком или явлением. Психологи даже делят ее на «личную» и «общественную». В первом случае мы завидуем кому-то (соседу, коллеге, подруге), во втором – некоему процессу, дающему определенные возможности. В этой точке и формируются стереотипы, вроде «все богатые – воры», «все модели – девушки легкого поведения».
Родом из детства
Впервые человек сталкивается с завистью в 3–5 лет. В этот период у ребенка формируется представление о личных вещах – у него появляются собственные игрушки, одежда, какие-то свои предметы. Но вместе с этим он начинает замечать, что у других детей есть что-то, чего нет у него. В раннем возрасте зависть направлена на материальные объекты. Ребенок не испытывает злости к другу, обладающему желанной вещью, но хочет иметь такую же. «Мама, а почему у Миши есть этот грузовичок, а у меня нет?» – спрашивает малыш. И от того, как взрослые отреагируют на этот вопрос, зависит, каким будет его дальнейшее отношение к чужим достижениям.
Интересно, что в подобных ситуациях завидуют не только дети, но и их родители! «У сына соседки дорогая куртка…» Так, сами того не замечая, взрослые передают ребенку свою модель восприятия успеха, а он бессознательно усваивает их эмоции. При этом во многих семьях зависть формируется не специально, а как побочный эффект. Когда родители пытаются мотивировать ребенка через сравнение, они неосознанно закладывают в нем сопернический настрой. Например, фраза «Посмотри, Ира — отличница, а ты?» заставляет малыша воспринимать сверстников как конкурентов. Вместо того чтобы вдохновиться чужими успехами, он начинает испытывать тревогу. Еще одна ошибка — прививание ребенку мысли, что успех определяется тем, насколько он вызывает зависть у окружающих. Например, когда взрослые говорят: «Вот поступишь в музыкальную школу — все в садике обзавидуются!», ребенок воспринимает это как доказательство того, что зависть со стороны сверстников — это что-то почетное.