Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – силаИстория

Символ на перекрестке современных философий

Александр Марков, Оксана Штайн

Аврелий Августин

Символ между точностью и всеохватностью

Слово «символ» в философии двусмысленно с самого начала: буквально это код, опознавательный знак, шифр доступа. Так называлась в древней Греции особая глиняная табличка, которую разламывали пополам, и можно было по уникальному сколу опознать контрагента, например, заимодавца, если на заключение сделки приходил не сам человек, а его представитель. Случайный скол оказывался опознавательным знаком, действующим так, как сейчас металлический ключ или уникальный код доступа. На русский язык слово в этом значении можно перевести как «совпадатель».

Отсюда в греческом языке развивалось значение «условный, немотивированный знак», не больше связанный с обозначаемым предметом, чем код от банковской ячейки – с содержимым банковской ячейки. Именно такое значение имеет слово σύμβολον в современном греческом – вещь, обозначающая мысль. При этом, в отличие от иероглифа или иного знака, в котором и вещь ограничена изобразимым предметом, и идея – некоторым понятием или действием, в этом новогреческом смысле символ имеет в виду и неограниченное число вещей, и неограниченную область понятий.

Титульный лист газеты «Символист», выпущенной Жаном Мореасом по следам манифеста в «Фигаро». 1886 год

Например, «круг – символ общества »: при этом круг может быть нарисован или сделан из дерева или быть городской площадью, но и общество может пониматься и как совокупность жителей города, и как социум (люди, по Максу Веберу, объединенные не личными отношениями, а убеждением в единстве жизни и единстве правил), и как некоторые текущие ситуации общения. Беспределен и план выражения, и план содержания. Именно во вдохновении такой безбрежностью возник термин «символизм »: Жан Мореас, опубликовавший в 1886 году «Манифест символизма» в газете «Фигаро», был не природным французом, а греческим эмигрантом Янисом Пападьямандопуло, его родным языком был греческий, и под «символизмом» он имел в виду как использование сложных шифрующих знаков, так и указание на бесконечность, на любовь во всех возможных смыслах, на общество во всех возможных смыслах, на человека во всех возможных и самых еще неведомых нам смыслах. Так новогреческая семантика благодаря Мореасу определила судьбы символизма в разных странах.

«Будьте символистом. Портрет Жана Мореаса». Художник Поль Гоген. 1891 год

Но уже в античности символ был тематизирован дважды, и оба раза – внутри неоплатонического движения. Основатель неоплатонизма Плотин стал употреблять слово «символ» в значении «телесный объект, указывающий на духовную реальность». При этом духовная реальность понималась не как предметная область, но как процесс, не только как созерцаемое, но как само созерцание. Например, земной шар или небесная сфера – это символ не просто целостности и закругленности духовного мира, его полноты, – но того, что в духовном мире ни в чем нет недостатка, что всегда все можно «закруглить», всегда все возвращается к своей полноте, небо целокупно. Тогда символ – не просто прием, умение обозначить нечто интеллектуальное чем-то чувственным, но главный способ научить с помощью сравнительно простых, подручных вещей особому экстатическому сверхчувственному постижению. Примерно так же нас могут завораживать простые физические формулы на доске в университете или в кино, указывающие на космологический порядок. Так же нас завораживает строка любимого поэта, хотя мы давно знаем ее наизусть, и, кажется, не было времени, когда мы ее не знали, – иногда кажется, что, например, Блока ты знал наизусть всегда, хотя ты прекрасно понимаешь, что впервые прочел его в старших классах.

Плотин

Но следующим был Аврелий Августин, который, наоборот, сузил понятие символа: символом выступает какая-то отдельная вещь, а не материя вообще, не вся земля или все небо, но, например, момент времени или именно эта чашка, которая у меня была в детстве, или именно эта украденная груша. И указывает она не на созерцаемую сферу, но на волю Творца, всегда прямо направленную и исполняющуюся здесь и сейчас.

Для Августина нет различия между словом и вещью: и то, и другое выступает как знак воли и милости Творца. Порядок слов и порядок вещей не разделены. Как показал Мишель Фуко в знаменитом труде «Слова и вещи», само разделение слов и вещей на две разные сферы никак не следует из природы слов и вещей, но есть результат определенного упорядочения, часто насильственного вмешательства в такую природу. Для Августина Всевышний в конце концов определял режимы существования всего; значит, знаком будет все, что стало предметом нашего чувства. Этот знак и обличает наши грехи, и показывает, что только благодать, как внезапно предъявленная нам данность, может нас спасти.

Мишель Фуко

В новейшей философии мы встречаем и продолжателей Плотина, и продолжателей Августина. Например, А. Ф. Лосев, как и Плотин, связывает миф и символ – всякий миф говорит о чем-то материальном, но при этом не просто выражает какие-то высокие истины, а продолжает их, представительствует за них, становится легальным доступом к ним. Поэтому Лосев выделял миф материализма, который предоставляет доступ к темной стороне материи, ведет к несколько хаотичному мировоззрению, и миф христианской ортодоксии, в котором открывается чистая энергия Божества, и он, миф, развертывает эту энергию как социальный факт.

Алексей Фёдорович Лосев

А другой великий русский философ, М. М. Бахтин, утверждал, что символ всегда индивидуален, он – всегда именно эта вещь, именно это слово, в котором, однако, преломились смыслы, никак не следующие из природы этой вещи, – здесь он ближе Августину. Впрочем, обе традиции, Плотина и Августина, принадлежат единому движению неоплатонизма; поэтому и Лосев, и Бахтин равно пришли к тому, что символ нужен не только в символистском, но и в реалистическом искусстве, в котором он соединяет индивидуальное и коллективное в общем социальном переживании. С чего же начинается это общее переживание?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть» Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть»

Что предшествовало судебной реформе 1864 года

СНОБ
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Жить свою жизнь Жить свою жизнь

Как начать новую жизнь в ситуации эмоционального выгорания?

Новый очаг
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Ученые заявили, что дисциплина не поможет побороть лишний вес. Дело в другом Ученые заявили, что дисциплина не поможет побороть лишний вес. Дело в другом

Похудение — это битва, выходящая за рамки чистой силы воли

Inc.
Как стать святым и «именем России» Как стать святым и «именем России»

Почему Александр Невский стал главным персонажем пантеона национальных героев?

Дилетант
Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен» Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен»

Надежда Ангарская про свой опыт участия в шоу перевоплощений «Один в один»

Здоровье
«Величайший португалец» «Величайший португалец»

Хозяином Португалии был Антониу Салазар, а его богом была Стабильность

Дилетант
Стратегия вместо стиля Стратегия вместо стиля

Притцкеровскую премию 2025 года получил Лю Цзякунь

Weekend
Полная гармония Полная гармония

Квартира с яркими цветовыми сочетаниями и оригинальными дизайнерскими приемами

Идеи Вашего Дома
6 советов женщине, муж которой не хочет детей 6 советов женщине, муж которой не хочет детей

Вы всегда мечтали стать матерью, а ваш партнер хочет «пожить для себя»?

Psychologies
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Девочки самооценка Девочки самооценка

Как помочь девочкам расти свободными от негативного восприятия себя?

Новый очаг
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Эксперимент с медданными Эксперимент с медданными

Минздрав, Минцифры и Минэк смогли договориться об эксперименте с медданными

Ведомости
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
«Миноритарий» звучит размыто «Миноритарий» звучит размыто

Непубличные компании могли бы стать базой для роста фондового рынка, но не стали

Монокль
Носить с собой Носить с собой

Пять слагаемых ежедневной гигиены, чтобы улыбаться во весь рот

Новый очаг
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Привлекательные и конкурирующие Привлекательные и конкурирующие

Как поддержать молодежь на рынке труда

Санкт-Петербургский университет
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Smasайтесь кто может Smasайтесь кто может

SMAS-лифтинг и SMAS-подтяжка: кому, когда и зачем нужны

Собака.ru
От сердца к сердцу От сердца к сердцу

Какой путь Ани Лорак и Исаак Виджраку проделали навстречу друг другу

OK!
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
Порхать как бабочка Порхать как бабочка

История боксерского поединка на вершине воздушного шара

Men Today
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Открыть в приложении