Как автомобильные марки не ушли, а остались в Первую мировую

АвтопилотАвто

Великая реквизиция

Как автомобильные марки не ушли, а остались в Первую мировую

Иван Баранцев • фото Mercedes-Benz, Skoda и из архива автора

Начало военных действий между государствами обычно сопровождается взаимной высылкой дипломатов и гражданских лиц, а еще – закрытием фирм, принадлежащих неприятельской стороне. Но в первую мировую войну ситуация оказалась иной – в 1914 году отделения некоторых немецких и австрийских автомобильных заводов не захотели прекращать свою работу в России, находя самые разные поводы, чтобы остаться.

В дореволюционной России продажи иностранных автомобилей выстраивались по двум основным схемам. Самым распространенным был вариант, когда какое-нибудь лицо, например купец, автогонщик, инженер, владелец технической конторы, экипажной фабрики или гаража, заключало с фирмой договор и становилось ее торговым представителем для одного или нескольких регионов. Как правило, подобное сотрудничество длилось от силы год-два, а то и меньше, после чего представительство переходило к другому лицу – результаты продаж по такой схеме были невелики. Например, в Москве торговыми представителями немецкой марки Opel за четыре довоенных года успели перебывать инженер Яблонский, текстильный фабрикант Коншин, затем еще один фабрикант Быков и, наконец, купец Капцов.

Контора. «Общества моторов Даймлер», открытого в 1910 году. Архитектор – Вячеслав Олтаржевский, до сегодняшнего дня здание не сохранилось. «Общество моторов Даймлер» – дословный перевод на русский язык названия немецкой фирмы Daimler Motoren Gesellschaſt.

Более серьезным и долгоиграющим считался подход, когда сама фирма-производитель открывала в России собственное отделение – в таком случае покупатель избавлялся от посредника, а еще в его распоряжении были мастерская и склад запасных частей, поставлявшихся напрямую с завода. До 1914 года такие отделения в России успели открыть только несколько марок: британская Vauxhall, итальянская Fiat, французские Renault и Peugeot, немецкие Mercedes и Benz, существовавшие тогда еще отдельно друг от друга, а также Durkopp, NAG, Protos, австро-венгерская Laurin & Klement – предшественник современной Skoda – и некоторые другие. При этом многие из этих фирм использовали обе схемы, открывая отделения в крупных городах и отдавая продажи автомобилей в отдельных губерниях на откуп местным торговым представителям.

По распоряжению из Петербурга

Первая мировая война сделала австрийцев и немцев врагами России, поэтому все отделения «вражеских» автомобильных фирм были закрыты, а принадлежавшее им имущество подверглось секвестру – наложению ареста с взятием под казенный присмотр. Секвестированные автомобили передавались на сборные пункты, чтобы потом отправиться в Военную автомобильную школу для дальнейшего распределения по автомобильным ротам и командам, санитарным отрядам и другим армейским подразделениям. Такая же судьба постигла мастерские и склады запасных частей.

Автомобили Mercedes в демонстрационном зале московского отделения «Общества моторов Даймлер». Это строение также не дошло до наших дней.

Сообщения об этом часто мелькали на страницах прессы – вот заметка из газеты «Маленькие одесские новости», номер от 10 августа 1914 года: «По распоряжению из Петербурга вчера в Одессе были конфискованы автомобили нескольких немецких фирм. В магазин “Бенц и Ком.” по Ришельевской ул. вчера утром явился полицейский надзиратель и составил подробную опись всех бывших на складе машин. Той же участи подверглись автомобили, найденные на другом складе об-ва – на углу ул. Кондратенко и Ришельевской. В обоих складах “Бенц и Ком.” конфисковано всего 25 автомобилей».

При этом журналисты не особенно разбирались в разнице между конфискацией и секвестром, в то время как секвестр отличался от конфискации тем, что по закону не являлся бессрочной передачей прав собственности, то есть подвергшиеся секвестру автомобили после окончания войны или после снятия секвестра подлежали возврату первоначальному владельцу. Существовала также и реквизиция – процедура, предусматривавшая выплату компенсации за изъятое военными властями имущество.

И если имущество немецких и австрийских фирм подлежало секвестру, то те же самые автомобили «неприятельских» марок, находящиеся у торговых представителей, либо по-прежнему остались у них в собственности, либо попали под военно-автомобильную повинность – так называлось добровольно-принудительное изъятие «самодвижущихся экипажей» в пользу государства, но уже с выплатой их стоимости. От реквизиции повинность отличалась тем, что владелец сам доставлял автомобиль на сборный пункт.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выдворение китайских студентов из СССР Выдворение китайских студентов из СССР

После смерти Сталина между СССР и Китаем стали нарастать противоречия

Дилетант
Когда проснется искусственный интеллект Когда проснется искусственный интеллект

Приведет ли создание «разумной» машины к радикальному изменению миропорядка

Монокль
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Как перестать стесняться своего тела и фантазий и начать получать удовольствие

Добрые советы
Усечённое древо Усечённое древо

Для династии Птолемеев браки между братьями и сёстрами были обычным делом

Дилетант
Условно-досрочная пенсия Условно-досрочная пенсия

Как сформировать долгосрочные сбережения и разморозить пенсионные в 2024 году

Деньги
Интересный факт! Ученые рассказали, почему у вас звенит в ушах Интересный факт! Ученые рассказали, почему у вас звенит в ушах

"Фантомный шум" в ушах генерируется гиперактивными нервами

ТехИнсайдер
Вина из США – яркие, шумные, солидные Вина из США – яркие, шумные, солидные

Знакомимся с американским виноделием

Зеркало Мира
Традиции русской мысли о развитии и пространстве Традиции русской мысли о развитии и пространстве

Почему для российской урбанистики важно понимать, что есть живое

Монокль
Римские скрепы Римские скрепы

Через 12 лет после гибели Клеопатры Октавиан Август занялся семейными ценностями

Дилетант
Война с бактериями: новый виток противоборства Война с бактериями: новый виток противоборства

Ученые близки к получению усиленных препаратов против «умных» бактерий

Монокль
Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки

Что можно сделать, чтобы продлить жизнь срезанным растениям

ТехИнсайдер
Ралли-2023 Ралли-2023

Торможение автомобильного рынка после разгона

Деньги
Физики обжали скирмионную струну хопфионным кольцом Физики обжали скирмионную струну хопфионным кольцом

Физики пронаблюдали образование хопфионных колец вокруг скирмионных струн

N+1
Политический пейзаж Политический пейзаж

Павел Отдельнов: живопись в расширенном поле

Weekend
От Байкала до Амура, из Империи в Федерацию От Байкала до Амура, из Империи в Федерацию

Байкало-Амурская магистраль: важная иллюстрация в книге «История СССР, России»

Знание – сила
Здравствуй, дерево! Здравствуй, дерево!

6 удивительных фактов из истории елки и игрушек

Лиза
Итальяна Джонс Итальяна Джонс

«Химера»: старомодное кино о вечном самокопании и вечной Тоскане

Weekend
Макробизнес на микросхемах: зачем компания ICL открыла собственный завод материнских плат Макробизнес на микросхемах: зачем компания ICL открыла собственный завод материнских плат

Зачем запускать свое производство, если дешевле закупать аналоги в Китае

СНОБ
С какого возраста можно пить кофе детям и подросткам: нормы кофеина С какого возраста можно пить кофе детям и подросткам: нормы кофеина

Можно ли детям кофе и, если да, то с какого возраста

РБК
Дропперы малолетние Дропперы малолетние

Активное вовлечение подростков в мошеннические схемы вынуждает менять закон

Деньги
Повзрослел или разлюбил: почему муж вас больше не ревнует Повзрослел или разлюбил: почему муж вас больше не ревнует

Стоит ли беспокоиться, если ревности в отношениях нет вообще?

Psychologies
Бережный уход Бережный уход

Попробуем вместе построить маршрут к новому, идеальному месту работы

Лиза
Майонез Майонез

Откуда взялся майонез?

Знание – сила
Какой была жизнь в гигантских дирижаблях довоенной эпохи Какой была жизнь в гигантских дирижаблях довоенной эпохи

Путешествие на "цеппелине" напоминало круиз на морском лайнере

ТехИнсайдер
Чувствовать, а не ждать Чувствовать, а не ждать

Как счастье проявляется в нашей жизни, почему мы боимся о нем говорить?

Новый очаг
Почему юные галактики растут скачками и сверкают никелем Почему юные галактики растут скачками и сверкают никелем

Чем юные галактики похожи на юных людей?

ТехИнсайдер
«Возвращение в кафе “Полустанок”». Отрывок из романа Фэнни Флэгг «Возвращение в кафе “Полустанок”». Отрывок из романа Фэнни Флэгг

Глава из «Возвращения в кафе “Полустанок”» про обаяние американской провинции

СНОБ
Открыть в приложении