Дропперы малолетние
Активное вовлечение подростков в мошеннические схемы вынуждает менять закон
Эксперты по информационной безопасности предупреждают об опасном тренде: кибермошенники все активнее вовлекают в свою деятельность несовершеннолетних — банковские карты, оформленные на подростков, используются в преступных схемах. Когда же преступления раскрываются, то платить по счетам, причем в прямом смысле этого слова, приходится родителям. Проблема стоит настолько остро, что Госдума готовит «защитный законопроект», позволяющий усилить родительский контроль за подростковыми картами.
Как дети становятся дропперами
По словам специалистов по информационной безопасности, в последнее время подростков все чаще вовлекают в преступные схемы в роли дропперов — лиц, помогающих вывести и обналичить деньги (похищенные или полученные в результате незаконных действий). «Все известные кейсы, связанные с вовлечением подростков в дроппинг или иные сомнительные операции, строились по следующей схеме: мошенники предлагали несовершеннолетним оформить на себя банковскую карту, а затем передать ее и доступ к дистанционному банковскому обслуживанию третьим лицам. Встречался вариант, когда подростков убеждали снять средства в банкоматах»,— рассказывает Евгений Волошин, директор департамента анализа защищенности и противодействия мошенничеству BI.ZONE. Он поясняет, что таким образом преступники используют подростков как подставных лиц, а сами при этом остаются в тени.
По данным BI.ZONE Brand Protection, которая защищает интересы крупнейших банков страны, в 2023 году удалось зафиксировать 595 объявлений, где за вознаграждение предлагалось оформить на себя банковскую карту. В большинстве объявлений указано возрастное ограничение 14+, то есть минимальный возраст, с которого в России можно оформить собственную банковскую карту и открыть счет. За одну карту злоумышленники предлагают от 300 до 5 тыс. руб.
Евгений Волошин отметил, что объявления по поиску дропперов чаще всего злоумышленники публикуют в Telegram как в одном из самых популярных мессенджеров. Впрочем, могут быть и другие каналы привлечения — те же соцсети, районные сообщества и т. д.
По словам Евгении Лазаревой, руководителя проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» и координатора платформы «Мошеловка», потенциальный несовершеннолетний дроппер может не осознавать, что становится участником незаконной преступной схемы. Для неискушенного и неопытного подростка подобные объявления могут выглядеть как реальные вакансии. Эксперт привела в пример объявление в районном сообществе — группе «Барахолка Строгино», где авторы искали 12 человек для работы с банковскими переводами. Платить они обещали 102 тыс. руб. без предоплат и без залогов. О себе заявляли как о серьезной компании, имеющей офисы в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
Реальная проблема
По словам Александра Санина, генерального директора SafeTech Lab, тренд по вовлечению подростков в дроппинг обнаружили несколько лет назад, и сейчас о таких случаях все еще слышно. Например, только в Иркутской области осенью 2023 года было три сообщения о задержании детей-дропперов — в Слюдянском районе (подросток 17 лет), Нижнеудинском (16 лет), Нижнеилимском районе (двое подростков по 15 лет). Единую же статистику о вовлечении детей в подобные преступления никто не собирает, публикуются далеко не все факты, так что реальную картину по состоянию проблемы по стране в целом собрать крайне сложно.