Вина из США – яркие, шумные, солидные
У многих из нас вино ассоциируется с Францией. Особенно красное. Французское вино – почти такое же устойчивое выражение, как «русская водка» или «немецкие колбаски». Но это, конечно же, стереотип. Виноделами богата не только Европа, но и другие страны, в том числе Америка
И хотя изначально производителями любимого зелья были мастера из Старого Света, сегодня американские вина завоевали в мире не меньшую популярность. В России они не так известны, чем их европейские собратья, если, конечно, вы не профессиональный сомелье или не особый ценитель вина. А между тем «американцы» стоят того, чтобы познакомиться с ними поближе.
Бурная история Новосветских братьев
Все началось в 1779 году в Калифорнии, благодаря францисканскому миссионеру отцу Джуниперо Серра. Заметьте, испанцу по происхождению. И хотя он больше известен как жестокий поработитель американских индейцев, первый виноградник неподалеку от Сан-Диего посадил именно он. Затем отец Серра двинулся в Соному, где к 1805 году при его участии также появились виноградники. Он основал 21 католическую миссию, в каждой из которых изготавливали вино. Не для услады и забвения ради, но исключительно для религиозных и обыденных нужд. Вино лилось рекой и было совершенно бесплатным. А вот в 1830 году ситуация изменилась – благодаря французу по имени Жан-Луи Винь в Калифорнии появился первый коммерческий виноградник. Сейчас на этом месте находится один из деловых центров Лос-Анджелеса, и вряд ли все его сотрудники знают, на каком месте он стоит.
В середине XIX века в Калифорнии нашли месторождение золота, земли начали активно осваивать, что коснулось и производства вина. В штат привезли около 100 000 саженцев винограда из Европы. С 1860 по 1880 год только в долине Напа появилось 140 виноделен.
…1890 год. Калифорнийские виноторговцы радостно потирают руки. Они производят около 100 миллионов литров вина в год, которые продают не только в США, но и экспортируют в Европу. Но не успевают коммерсанты подсчитать барыши, как возникает настоящая напасть – филлоксера. Вредный жучок, пожирающий корни лоз. Из 6700 га, которые занимали к этому моменту виноградники, в Напе остается только 1200.
Не радует бизнесменов и первая половина XX века. С 1919 по 1933 год в США вводится Сухой закон, запрещающий изготовление и продажу алкоголя. А затем наступают Великая депрессия и Вторая мировая война. Последняя, как мы знаем, способствовала экономическому подъему США.
В 1950-х годах виноделие снова расцвело пышным цветом – его производство достигло 500 млн литров в год. За это американцы должны быть благодарны русскому иммигранту Андрею Челищеву, который приложил немало усилий в обучении калифорнийских виноделов. Во многом благодаря Челищеву в 1976 году США пережили настоящий успех – на дегустации вин в Париже американские Каберне и Шардоне победили бордоские Премье Крю.
Дегустация, устроенная владельцем магазина Стивеном Спурье, проходила «вслепую», и до сих пор не утихают споры по поводу ее честности. Многие эксперты считают, что тогда «все было подстроено». Так это или нет, неизвестно, но американцы поздравили себя с новой эпохой в развитии виноделия.
В конце 80-х годов в США были установлены и четкие регламенты по контролю за местными производителями. Например, в вине должно содержаться не менее 75% того сорта винограда, название которого указано на этикетке. Многие бренды здесь же обозначают и название округа, где произведено вино.
Кстати сказать, некоторые гурманы считают, что новосветские вина лишены индивидуальности и уникального шарма. Что производители из США относятся к виноделию утилитарно, как к любому другому конвейерному процессу. Их заводы, как правило, полностью автоматизированы, и из-за этого вина лишены жизни и огонька. Но другие с ними не соглашаются. Они считают, что автоматизация не делает продукцию хуже той, что изготавливают в Европе. Что кроме заводов в Калифорнии много элитных сортов с длительной выдержкой в дубе. Что напитки из Нового Света легче и свежее по звучанию, не такие терпкие и насыщенные, как их старосветские собратья. Но будем объективными – в технологии производства калифорнийские виноделы придерживаются классики. Каких-либо «инноваций» в этой сфере у них немного. Это относится не только к заимствованным рецептам известных вин, но и к тем, которые зародились непосредственно в Калифорнии, таким как знаменитый Зинфандель. Во всяком случае до недавнего времени все оставалось в рамках классического формата. Что будет дальше – время покажет. Пессимисты, как всегда, грустят. Они считают, что современные технологические тренды с их стремлением вмешиваться в природу испортят любое хорошее дело. Но оставим экспертов спорить о своем и пройдемся по отдельным названиям.
Вин много, выбор большой
В знаменитом солнечном штате Калифорния производят все виды вин – тихие и игристые, красные, белые и розовые, сладкие и сухие. Но несмотря на широкий выбор, большая часть рынка, примерно 65%, принадлежит винам белым. Их производят из винограда шардоне, рислинг, семильон, совиньон блан. Для производства красных используют сорта каберне совиньон, мерло, зинфандель. Розовые получаются из винограда гриньолино, гренаш, гаме. В игристые вина добавляют рислинг, шардоне, пино нуар, ниагалар, коломбар. О некоторых их них расскажем подробнее.
Шардоне (Chardonnay). Благородный джентльмен
Наверное, это самый популярный сорт вина в Калифорнии. Его выпускают в большом количестве и разнообразии. Характер у американского Шардоне мягкий, текучий, вкус освежающий. В его аромате можно услышать отзвуки яблок, инжира, ананаса и дыни, а в конце остается приятное фруктовое послевкусие. Эксперты называют эти вина «полнотелыми», но не «тяжелыми», как, например, маслянистые сорта с дубовым оттенком.
Первое зафиксированное прибытие шардоне в «золотой штат» произошло в 1882 году, когда Чарлз Вэтмор завез черенки из Мерсо и высадил их на винограднике Ливермор. Как глава Калифорнийской виноградарской комиссии, он способствовал распространению сорта по всему штату. И это было только начало – завозы черенков происходили несколькими этапами и разными людьми, в том числе знаменитой семьей Венте, которая в 1912 году доставила черенки из Университета Монпелье. А вскоре страну накрыл суровый Сухой закон. Венте выжили за счет церковных заказов, а в 1936-м стали первыми, кто написал слово «Chardonnay» на этикетке вина.
По словам Карла Венте, их вина отличает яркая ароматичность, яблочные, персиковые и цитрусовые тона и аромат косточки абрикоса с еле заметным травянистым тоном. «Возможно, это одна из причин, по которой калифорнийский Шардоне, даже если поместить его в новый дуб, все равно будет показывать невероятные фруктовые качества», – говорит он.
Многие гурманы считают, что калифорнийское Шардоне похоже на европейское Совиньон Блан, и его лучшие экземпляры получаются из виноделен долины Сонома. Хотя в Вашингтоне это тоже один из фирменных сортов для производства премиальных вин. Еще его называют универсальным сортомтрансформером, который может давать совершенно разные вина в зависимости от производства.