Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

АгроинвесторБизнес

Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление этого понятия

Галина Денисова

Название

Документ, который определит, что такое фермерская продукция, может быть принят в России уже в ближайшее время. Законопроект также будет предусматривать ряд мер поддержки малых форм хозяйствования, в том числе те, которые будут помогать решать проблему со сбытом товаров. Эксперты положительно оценивают инициативу, однако подчеркивают: чтобы она работала именно так, как задумано, поддерживала небольшие хозяйства, а не создала им дополнительные сложности, нужно учесть множество сопутствующих факторов.

В российском законодательстве появится понятие «фермерская продукция». В октябре Минсельхоз поддержал законопроект, который будет его определять. Фермерской будет считаться сельскохозяйственная продукция (включая товары первичной и последующей переработки), которую производят малые и микропредприятия, КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством.

«Сейчас фермерская продукция реализуется через сельхозпотребкооперацию, собственные точки продаж или интернетагрегаторы и маркетплейсы, — напоминает представитель Минсельхоза. — Также важен традиционный канал сбыта — ярмарки выходного дня, которые проводятся на регулярной основе во всех регионах страны». Принятие документа будет способствовать развитию малых форм хозяйствования и поможет продавать фермерскую продукцию и в торговых сетях, считают в ведомстве.

Эксперт, работавший над законопроектом, академик РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова Александр Петриков поясняет, что основная задача документа — повышение товарности малых форм хозяйствования. «Пока что их товарность заметно уступает таковой у крупных сельскохозяйственных организаций, а тем более агрохолдингов», — констатирует он. Так, по данным Росстата, в 2020 году (последний год предоставления данных) товарность производства картофеля в сельхозорганизациях была 71,5 %, в КФХ — 58,5 %, в хозяйствах населения — 15,9 %, товарность овощей — 83,6 %, 76,1 %,14,9 % соответственно, а молока — 95,9 %, 73,6 %, 37,5 %. И если низкий уровень товарности ЛПХ еще можно объяснить их потребительской направленностью, то фермерских предприятий — почти исключительно затрудненным доступом к рынкам, утверждает эксперт.

Помимо прочего, в рамках новой инициативы планируется развивать инфраструктуру для реализации фермерской продукции. В частности, будут созданы единые требования и правила работы агрегаторов таких товаров. Устанавливать их должно правительство, а утверждать порядок заключения соглашения и его формы — региональные власти. Основными видами деятельности агрегаторов будут закупка продукции у малых предприятий, ее переработка, хранение и сбыт, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Альтернативный путь до прилавка

С реализацией продукции небольшим хозяйствам, особенно ЛПХ и начинающим фермерам, помогают кооперативные объединения. Технолог кооператива «Юлдуз» (Татарстан) Гульназ Щукина рассказывает, что Чутеевское сельское поселение (где и был основан кооператив) лидирует в Кайбицком районе по численности КРС и коров в частном секторе. В каждом дворе двух сел, входящих в поселение, держат скот, в том числе по 5–15 коров. «Если сбор молока у населения ведется успешно, то с реализацией мяса всегда были проблемы», — отмечает она. В собственности одного из местных КФХ есть убойный цех, вокруг него и объединились производители. Мощность модульного завода по переработке мяса составляет 500 кг/сутки.

Кооператив существует пятый год, сейчас в нем около 300 пайщиков. «Проблем со сбытом теперь у нас нет, наоборот — есть необходимость наращивать производство, чтобы закрывать полную мощность предприятия, — говорит Щукина. — Из собственного сырья выпускаем мясные полуфабрикаты, колбасы, копчения, которые реализуем через магазины района и на сельхозярмарках в Казани». Вся продукция кооператива сертифицирована, в том числе по стандарту «Халяль».

У сельхозкооператива «Бураевское мясо» (Башкортостан) есть собственные фирменные магазины в Бураево и в Уфе. Однако, по словам председателя объединения Рамиля Зарипова, чтобы наладить сбыт, пришлось пройти довольно большой путь, многому научиться. Зато теперь кооператив даже зарегистрировал свой бренд «Бураевский фермер». «Мы каждый год наращиваем производство, и все равно спрос опережает предложение», — уверяет руководитель. Кооператив выпускает до 100 т в год готовой мясной продукции — около 60 наименований полуфабрикатов из своего сырья (в том числе халяль). Есть и собственная выпечка. Также объединение помогает другим кооперативам и фермерам с реализацией их товаров — молочной продукции, яиц. Некоторые поставляют свою продукцию в магазины «Бураевского фермера» из других районов республики. Такое сотрудничество взаимовыгодно — магазин расширяет ассортимент, а фермер решает проблему со сбытом. «Главное — зарекомендовать себя, стать узнаваемыми, и тогда, если продукт вкусный и качественный, проблем не будет», — считает Зарипов.

Еще один способ довести продукт до потребителя — агротуризм. Хозяйство Никиты Россова, фермера из Иркутской области (ферма и сыроварня «Милаша», производит 26 видов сыра), в прошлом году произвело около 6 т сыра. «Основной наш канал сбыта — агротуризм, — делится он. — К нам приезжают автобусы с гостями, мы угощаем их разными видами продукции, и понравившиеся сыры они могут приобрести. Сейчас мы работаем над расширением мощностей, поскольку все распродается и текущих объемов начинает не хватать». При этом глава хозяйства признает, что на полке супермаркета у его продукции было бы мало шансов, ведь основная часть потребителей просто выберет то, что дешевле, и конкурировать с холдингами в этом плане фермерам сложно.

О том, что у крупных компаний больше возможностей сделать ниже цены на свои товары, говорят многие мелкие сельхозпроизводители. Агрохолдинги могут компенсировать затраты за счет объема выпуска продукции или других видов бизнеса, а также сокращать издержки благодаря крупным оптовым покупкам всех средств производства. Для малых форм хозяйств это невозможно. Стоимость фермерских продуктов часто получается выше, чем продукции крупных игроков. Фермер же завоевывает покупателя вкусом и качеством.

«Наша точка развития — эмоциональный маркетинг, возможность в рамках экскурсии на предприятие в интересной форме рассказать о том, что мы делаем и как, — отмечает директор по коммуникациям «Био-Хутор Петровский» (Ростовская область) Дарья Соловьева. — Мы показываем гостям свои продукты, рассказываем о них, тем самым формируя узнаваемость и спрос». Хотя для компании любого формата присутствие в федеральной сети — серьезная точка роста, признает она. Раньше продукция хозяйства продавалась только в магазинах экопродукции, и клиентам приходилось ее искать. По мере развития бизнеса «Био-Хутор Петровский» зашел в крупные гипермаркеты — «Ашан», «Лента», «Магнит-гипер». Однако «магазины у дома» (например, «Пятерочка») пока еще остаются недоступными для предприятия. «Небольшим хозяйствам сложно пробиться в такие сети, — обращает внимание Соловьева. — Например, одна из серьезных проблем — логистика, возможность самостоятельно доставить свою продукцию в короткое время большому числу магазинов есть далеко не у всех фермерских хозяйств (просто нет такого количества транспорта)».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зерновозы для страны Зерновозы для страны

Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж поставлена

Агроинвестор
Дрожжи-снежинки. Искусственно созданные многоклеточные организмы Дрожжи-снежинки. Искусственно созданные многоклеточные организмы

Один из важнейших этапов развития жизни – появление многоклеточных организмов

Наука и техника
Рейтинг работодателей РБК 2024 Рейтинг работодателей РБК 2024

Кто вошел в рейтинг ведущих российских работодателей?

РБК
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Мусульманское серебро Древней Руси Мусульманское серебро Древней Руси

Воздвиженский клад в Новгороде — настоящее сокровище

Наука
Семейка снеговиков Семейка снеговиков

Делаем семейку снеговиков — любимых сказочных персонажей детей и взрослых

Наука и жизнь
Сотворение дома Сотворение дома

Как Рождество сделалось главным домашним праздником

Weekend
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
«Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии «Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии

Как менялся жанр фильмов о конце света на примере лучших релизов последних лет

Forbes
7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно 7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно

Перечисляем неочевидные моменты, которых стоит категорически избегать за рулем

Maxim
Миссис Харрис едет в Нью-Йорк Миссис Харрис едет в Нью-Йорк

«Миссис Харрис едет в Нью-Йорк»: винтажная комедия, греющая душу

Правила жизни
Цена личного выбора: фрагмент из книги «Толпа» Эмили Эдвардс Цена личного выбора: фрагмент из книги «Толпа» Эмили Эдвардс

Отрывок из романа о цене личного выбора «Толпа»

СНОБ
Конфликт с начальством Конфликт с начальством

Как себя правильно вести и не испортить репутацию

Лиза
Сахар, ты где? Сахар, ты где?

Как производители маскируют сахар в своих продуктах

Лиза
Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу? Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу?

Долгие десятилетия память о Первой мировой войне была на задворках истории

Знание – сила
Все оттенки красного Все оттенки красного

На экраны врывается «Феррари»

Автопилот
Спутник Echostar–24 Спутник Echostar–24

Был осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon Heavy со спутником EchoStar–24

Наука и техника
Город дорог: 10 фильмов, действие которых происходит в автомобиле Город дорог: 10 фильмов, действие которых происходит в автомобиле

«Соучастник», «Драйв» и другие картины, в которых важную роль играет автомобиль

Правила жизни
Авиаторг уместен Авиаторг уместен

Росавиация забрала все рейсы на зарубежных направлениях у «Уральских авиалиний»

Монокль
Введение в компьютерную вирусологию Введение в компьютерную вирусологию

Изобретение Фредерика Коэна поставило под угрозу главное достижение цивилизации

Наука
Четыре часа смартфона в день связали с повышенным риском ментальных нарушений у подростков Четыре часа смартфона в день связали с повышенным риском ментальных нарушений у подростков

Использование смартфона четыре часа в день связано с высокими оценками стресса

N+1
А вы испытывали осознанные сны? В будущем маска для сна позволит контролировать сновидения! А вы испытывали осознанные сны? В будущем маска для сна позволит контролировать сновидения!

Головной убор «Halo» сможет вызывать состояние осознанного сна

ТехИнсайдер
Зооразвод. Как не попасть в ловушку из-за любви к животным? Зооразвод. Как не попасть в ловушку из-за любви к животным?

4 уловки зоомошенников, которые угрожают не только кошельку владельца

Лиза
От империй Луны к серым пришельцам: развитие представлений о внеземной жизни От империй Луны к серым пришельцам: развитие представлений о внеземной жизни

Ночью люди смотрели на звезды и старались придумать видимому какое-то объяснение

Наука и техника
Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели

Как сделать снимки стильными и гармоничными?

VOICE
«Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты «Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты

Почему все вдруг пошли делать и слушать ремейки старых песен

Правила жизни
Законы взаимного притяжения: 4 вопроса юнгианскому аналитику о выборе партнера Законы взаимного притяжения: 4 вопроса юнгианскому аналитику о выборе партнера

Почему некоторые люди притягивают настолько сильно, что становятся партнерами?

Psychologies
Федерико Арнальди: «Я не могу без любви» Федерико Арнальди: «Я не могу без любви»

Федерико Арнальди – о вкусной еде, русских девушках и любви

Добрые советы
Современная сказка Востока Современная сказка Востока

Крупнейший из семи Арабских Эмиратов, Абу-Даби, любит быть первым во всем

Лиза
Верим в добрые приметы Верим в добрые приметы

В новогоднюю ночь мы, как дети, начинаем верить в чудеса и приметы

Лиза
Открыть в приложении