Как актуальное искусство будет развиваться в России

СНОБКультура

Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство

Как актуальное искусство будет развиваться в России и с чего началось культурное противостояние Перми и Екатеринбурга, рассказывает Наиля Аллахвердиева — директор Музея современного искусства PERMM, победителя премии «Сноба» в номинации «Городская среда».

Текст: Юля Крюкова

Какие основные тенденции вы видите в российском современном искусстве?

В последние несколько лет в России шел масштабный динамичный процесс, благодаря которому появились такие крупные музеи современного искусства, как «Гараж» и «ГЭС-2». Мы все возлагали огромные надежды на открытость страны, масштабирование международной коммуникации и, самое главное, включение России в некий международный контекст.

Все это в один момент закончилось. Система современного искусства оказалась в замороженном состоянии.

В чем это выражается?

В Москве появилось ощущение сжатости культурных событий — отменяются выставки, некоторые институции не работают в прежнем режиме, чувствуется разрыв отношений с людьми, которые уехали и исчезли из культурного поля города. Есть зияющие дыры, которые пока не закрыты.

Россия выключилась из международного взаимодействия. Мы перестали ориентироваться на западный мир, а работа с Востоком у нас не выстроена. Это не значит, что мы против сотрудничества с Китаем или Индией. В нашем музее мы многократно возвращались к идее сделать большую выставку китайского искусства, тем более что это один из мировых трендов последних двадцати лет. Хотелось бы видеть в PERMM произведения таких художников, как Сюй Бин, Лю Вей, Чжан Хуань. Но дело не в звездах — это мог бы быть и сборный проект молодых художников. Тем не менее финансово, экономически, логистически потянуть азиатский проект в тысячу раз труднее, чем европейский. К тому же в Азии поддержка культурных проектов фондами значительно слабее, чем в Европе и Америке.

Яркий пример — представленность в России атташе по культуре и центров, поддерживающих искусство, при посольствах. На протяжении последних двадцати лет мы активно работали с Французским институтом, Британским советом, Посольством Нидерландов, Посольством Финляндии и так далее. Огромное количество продвигающих культуру площадок от посольств и представительств других стран были открыты в России для сотрудничества. Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» давал нам выходы на контакты в Шанхае, потому что у этого проекта есть сеть по всему миру, и благодаря его поддержке можно было выйти на представителей современного искусства, например, в Китае.

Любая попытка взаимодействия с посольством Японии наталкивается на то, что их кроме Москвы совсем ничего не интересует, и ясной и прозрачной системы поддержки увидеть невозможно — не понятно, как и с кем на этот счет взаимодействовать. Что касается посольства Китая — это тоже непроницаемая система. И все это создает барьеры для выстраивания культурных отношений со странами Востока.

Пока мы не настроим коммуникацию с профессиональным арт-сообществом в странах Азии, нам будет сложно навести мосты. Так что Россия находится в ситуации серьезной трансформации, выработки новых стратегий.

Какие задачи нужно решить в первую очередь?

Создать устойчивые системы, которые позволят оставшимся в стране художникам сориентироваться в новой ситуации и сохранить себя. Переориентироваться на российское искусство и попробовать его продюсировать — помогать художникам расти и создавать портфолио. Раньше на это не хватало ресурсов и возможностей, хотелось все время вливаться в международный контекст. Сейчас у художников появился шанс на поддержку, которой всегда недоставало. Пока снова не откроются международные возможности, есть сложная, но неплохая практическая задача — спродюсировать российское искусство, дать ему подрасти, набрать силу.

Предвосхищая скептические замечания о том, что искусство не может развиваться вне международного контекста, поясню свою позицию: художники могут говорить о современности и рассказывать о том, что их волнует. И это в любом случае отражение нашей действительности.

А что происходит с современным искусством в регионах?

За счет «замирания» системы современного искусства регионы смогли стать заметнее. Кажется, будто столицы в культурном поле становится меньше, а страны — больше. Москва перетягивала на себя всё внимание и ресурсы, проекты за ее пределами всегда были ориентированы на столичные тренды. Сейчас появилась тенденция к локализации культурных процессов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Не скользнуть в бездну» «Не скользнуть в бездну»

Судьба атамана Бориса Анненкова как зеркало Гражданской войны

Дилетант
Метаморфозы Иракли Метаморфозы Иракли

Ираклий Пирцхалава редкий гость в Москве, но интервью получилось интересным!

OK!
В Германии о Германии без Германии В Германии о Германии без Германии

Главное место в работе Потсдамской конференции занял германский вопрос

Дилетант
Приходят с холодами Приходят с холодами

9 болезней, которые зимой неожиданно обостряются

Лиза
Не такой уж малый Не такой уж малый

Меры поддержки кредитования МСП все еще охватывают ничтожную его часть

Монокль
Минздрав Сахалина о привлечении кадров: «Предусмотрены выплаты и компенсация за аренду квартиры» Минздрав Сахалина о привлечении кадров: «Предусмотрены выплаты и компенсация за аренду квартиры»

Как Сахалинская область привлекает врачей из других регионов?

ФедералПресс
Сколько волков человеку надо Сколько волков человеку надо

Волк — прекрасный приспособленец и космополит

Наука
Не сахарный, но растает Не сахарный, но растает

Сибирские гляциологи изучают, как возникают ледники и как они эволюционируют

Наука
Умный дом: как российские технологии преображают жилище Умный дом: как российские технологии преображают жилище

Чем хороши умные дома по-русски

ФедералПресс
Киборги нашего времени Киборги нашего времени

Реабилитационная наука задает глобальные тренды в медицине и биохакинге

Монокль
Опередивший время Опередивший время

Посадка «Бурана» — наивысший триумф советского космического проекта

Монокль
Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023) Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023)

Телеведущая Ника Стрижак вспоминает дирижера Юрия Темирканова

Собака.ru
По местам По местам

Как организовать удобное всем членам семьи пространство?

Лиза
Универмаг как кузница новых брендов Универмаг как кузница новых брендов

Николай Константинов о том, как и зачем создавать универмаги русской моды

Монокль
За гранью возможного За гранью возможного

Какие скрытые резервы хранит в себе человеческий организм

Зеркало Мира
Гиганты растительного мира Гиганты растительного мира

Эти деревья видели динозавров и смогли пережить ледниковый период

Зеркало Мира
«Нашла мать в луже крови»: как был устроен рынок подпольных абортов в разных странах «Нашла мать в луже крови»: как был устроен рынок подпольных абортов в разных странах

К чему может привести запрет абортов? Исторические примеры

Forbes
Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет

Чем дети перестройки отличаются от современных

СНОБ
Сбитый гонщик Сбитый гонщик

«Феррари»: разочаровывающий долгострой Майкла Манна

Weekend
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
Фаина Рублева: «Картина звездного неба – величайшее в мире зрелище» Фаина Рублева: «Картина звездного неба – величайшее в мире зрелище»

Непростая, но очень интересная история Московского Планетария

Зеркало Мира
Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером» Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

В театре про меня сказали: «Наглая! Все киношники наглые»

Караван историй
Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России

Как не опускать руки, зная, что в России 99% приговоров — обвинительные

Forbes
Когда искусственный интеллект поработит человечество? Когда искусственный интеллект поработит человечество?

Искусственный интеллект выходит из-под контроля людей. Насколько это правда?

Монокль
Софт-минимализм Софт-минимализм

Квартира, которая подкупает своим спокойствием и простотой

Идеи Вашего Дома
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Одиночество назвали независимым фактором риска смерти от всех причин Одиночество назвали независимым фактором риска смерти от всех причин

Связаны ли как-то одиночество и смерть? Отвечают ученые

N+1
Самцы древнейших комаров оказались кровососами Самцы древнейших комаров оказались кровососами

Самцы древнейших комаров питались кровью, как и самки

N+1
Почему выгодно быть «жертвой»: 5 преимуществ, о которых вы не знали Почему выгодно быть «жертвой»: 5 преимуществ, о которых вы не знали

Как люди становятся «жертвами» и почему часто не хотят отказываться от этой роли

Psychologies
Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков

Каких Венер создавали художники Серебряного века

СНОБ
Открыть в приложении