Журналы Академии наук
Невозможно переоценить роль печатного слова в науке. Говоря проще, журналы, сборники научных статей без преувеличения и сегодня оказываются важнейшим двигателем научных исследований. Благодаря печатному слову научная информация оказывается в распоряжении миллионов людей по всему земному шару. Ну а как все начиналось у нас в России? Журналы Российской Академии наук – когда они появились и какие темы освещали? Об этом – в предлагаемой далее статье.
В декабре 1728 года в Санкт-Петербурге вышел в свет первый российский научный журнал – «Ученые записки Петербургской Академии наук». Возможно, это не самая яркая и заметная дата в отечественной истории, но связана она с важнейшими, коренными переменами в жизни России, с пониманием ее места в кругу европейских стран, с идеями просвещения и развития, заложенными петровскими реформами.
В самом конце 1690-х годов молодой царь решал прежде всего практические задачи, самой насущной из которых ему представлялось развитие промышленности и флота. К весне 1689 года флот насчитывал уже 53 больших корабля и более тысячи стругов (барок), перевозивших людей и грузы. В 1697 году 61 человек был отправлен в Голландию, Англию и Италию для обучения мореходному делу. В том же году было организовано Великое посольство, с которым сам Петр инкогнито под именем Петра Михайлова отправился в Европу, где знакомился с наукой и промышленностью, закупал оборудование и инструменты, искал и нанимал специалистов, готовых отправиться в Россию.
По возвращении Петр открывает целую сеть учебных заведений. В 1701 году в Москве учреждается Школа математических и навигацких наук, в которую сразу было принято 200 человек. Появляются Московская и Петербургская артиллерийские школы, Медицинское училище, Инженерная школа. Развивались и гуманитарные науки. Для московской Славяно-греко-латинской академии начало века ознаменовалось возрождением «латинского» элемента, в котором Петр видел перспективу сближения и взаимодействия с европейской наукой. Вопрос об организации единого научного центра, который мог бы объединить различные отрасли знания, Петр обсуждал с крупными европейскими учеными уже в 1710-х годах. Постоянным корреспондентом Петра на протяжении двух десятилетий был Готфрид Вильгельм Лейбниц, один из создателей научного журнала «Acta Eruditorum» (1682), основатель и первый президент Берлинской академии наук (1700).
С предложениями о создании такого научного центра выступали и российские сподвижники Петра, как, например, Ф. С. Салтыков и П. А. Курбатов. За два десятилетия, прошедшие со времен Великого посольства, Россия накопила огромный объем научных знаний от минералогии до географии, от астрономии до фармации. Сам Петр и его сподвижники привозили и выписывали из Европы научную литературу, коллекции натуралий, инструменты и приборы для различных исследований. Все эти знания требовали систематизации, описания, публикации, то есть, говоря современным языком, внедрения в научный обиход.