«Без правил»: как спортивная драма о боксе дестигматизирует страх не стать чемпионом

24 июля в прокат выходит спортивная драма «Без правил» режиссерского дуэта британцев Бьорна Франклина и Джонни Маркетта. В главных ролях тоже образуется творческий тандем: звезда «Рок-н-рольщика» Тоби Кеббелл и Шайа ЛаБаф. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про картину, которая прикидывается самыми разными спортивными драмами о поверженных чемпионах, но к финалу действует как щадящий наставник: разрешает своим фаворитам проиграть.
«Без правил» начинается с неприкрытой цитаты из «Бешеного быка» Мартина Скорсезе — едва ли не главного фильма про бокс, в котором ринг становится метафорой жизни, где тоже ценятся особая выносливость и стойкость к ударам судьбы. Но герой Роберта Де Ниро, боксер Джейк ЛаМотта, так одержим победами любой ценой, что спорт становился для него наваждением, без которого вся прочая жизнь рассыпалась на части.
«Без правил» разрешает себе эту цитату на черно-белую классику Скорсезе не случайно. Во-первых, главного героя, боксера Сэла (Тоби Кеббелл), прозвали Быком. Хотя хищного в нем не так уж много: Эл не добился никаких успехов в большом спорте и прозябает за его периметром. Во-вторых, постановщики Бьорн Франклин и Джонни Маркетт начинают с «Бешеного быка» лишь для того, чтобы к финалу приструнить дикого зверя. Их «Без правил» в оригинале называется «Salvable» — «Спасаемый», что точнее подчеркивает цели истории: показать, как силовой спорт не только рождает чемпионов, но и взращивает аутсайдеров.
Элу уже немало как для спортсмена лет (Кеббеллу на момент съемок было 42), позади неудачный брак, сложные отношения с дочерью-подростком Молли (Кила Лорд Кэссиди) и с грубым отцом, умудрившимся сломать сына еще в юношестве. При этом герою сложно разрывать любые межличностные связи: несмотря на расставание с бывшей женой Элейн (Элейн Кэссиди) продолжает носить обручальное кольцо и не может сепарироваться от довлеющего над ним своим авторитетом родителя. Наконец, он разорвать свои самые болезненные отношения — с боксом, в котором ему не удалось преуспеть.