Африканская пропасть
Сто двадцать пять лет назад, в октябре 1899 года, на юге Африки началась первая война XX века. Британской империи противостояли в этой войне, длившейся почти три года, вплоть до мая 1902, две небольшие республики, созданные переселенцами из Европы. Англо-бурская война была неизбежна. Предыстория ее такова.
В одной патриархальной стране
Еще в конце XVII века в районе мыса Доброй Надежды стали селиться европейские колонисты – нидерландские, немецкие и французские переселенцы, коих позднее повелось называть «бурами».
Это были суровые люди, привыкшие к трудностям и лишениям, закаленные в долгой жизненной борьбе. Обретя новую родину вдали от Европы, они отчаянно держались за нее и истово верили в Бога, оборонявшего их от диких зверей и людей. Чем сильнее они молились Богу, тем вернее Он помогал им отстоять их счастливый, заповедный край, которым завладели их предки, совершив странствие через полмира.
Они строили фермы, разводили стада скота. Туземцев порабощали и жестоко эксплуатировали.
Здесь, в этой стране, время для них остановилось. Здесь они – из поколения в поколение – творили свою «консервативную утопию».
И вот в XIX столетии с этими архиконсерваторами, изолировавшими себя от всего остального мира, встретились форейторы тогдашнего прогресса – британцы, «англосаксы». Их столкновение было неизбежным.
Лихорадка дилеров и диггеров
В 1870-е годы здесь началась алмазная лихорадка. На землях, захваченных бурами, были найдены громадные месторождения алмазов в Кимберли и золота в Витватерсранде близ Йоханнесбурга. Теперь о бурах можно было сказать словами Остапа Бендера, чуть изменив их: «С таким богатством – и на свободе».
Внезапно «земля обетованная», дарованная Богом свыше, как считали они, стала еще и «землей вожделенной» для всех чужаков. Со всех концов света туда потянулись авантюристы, искатели легкой наживы, дилеры и диггеры («копатели»).
Перспективой быстрого обогащения особенно вдохновлялись британцы. Избавиться от их соседства было невозможно. Британцы медленно растекались по всему югу Африки, как вода, вылитая из бутылки, заполняя собой все прилегающее пространство.
Вскоре пришлые чужаки, «uitlanders», как их называли буры, составляли уже большую часть населения и в Оранжевой республике, и в Трансваале. Чужаки исправно платили налоги, но были лишены политических прав. Даже юридически они оставались «гражданами второго сорта» по сравнению с бурами.
Между бурами и пришлыми людьми, которым все заметнее покровительствовали британские власти, часто возникали ссоры, вспыхивали конфликты. Было видно, что британцы хотели бы отнять эти знатные месторождения у буров. Те ведь явно не по праву владели нежданными богатствами этой земли. Погрязшие в заботах, трудившиеся в поте лица на фермах и пастбищах, эти дремучие богомольцы не понимали духа богатства, не умели им распорядиться и, разумеется, не заслуживали его.
Наконец в 1877 году британцы аннексировали Трансвааль. Лишь восстание могло освободить буров.
Дядюшка Пауль
Духовным и политическим лидером буров в те годы стал Пауль Крюгер (1825—1904), «Дядюшка Пауль», потомок эмигрантов из Бранденбурга. Его очень уважали за благочестивое поведение и патриотические речи. К тому времени он был уже вице-президентом Трансвааля.
Британцев Крюгер ненавидел сызмальства, или, как говорили в XIX веке, ненависть к ним он впитал с материнским молоком. Любые контакты с ними были для него предательством общего дела.
Во всем Крюгер держался старинных принципов. Ему казалось, Новое время разбивается о них, как легкомысленная река – о плотину. Наткнувшись на нее, река замирает. Вот и время останавливается перед «вечными ценностями», не в силах их умалить. Его консерватизм незаметно переходил в мракобесие.
Например, о том, как выглядит Земля, он без тени иронии, со средневековой серьезностью, назидательно отвечал, что Земля – плоская. Для него, выросшего в Африке, естественно было бы также думать, что эту плоскую Землю держат на себе слоны. Каноник Коперник чертыхается!
Книги Крюгер читал по буквам и складам. Такой уж он был грамотей! Впрочем, все мерила относительны. В своей стране Крюгер считался интеллектуалом, поскольку большинство жителей Трансвааля не умели ни читать, ни писать. Зато Крюгер знал обширные отрывки из Библии наизусть, поэтому среди набожных буров пользовался неоспоримым авторитетом.
Плодился и размножался Крюгер так, как заповедовал Господь. У него было девять сыновей и семь дочерей. Ему не раз со своими людьми доводилось сражаться против нечестивых африканских племен – зулусов, коса и ндебеле. Его владения были завидными; он возделывал около 10 тысяч гектаров, то есть около ста квадратных километров. Теперь же у него была лишь одна цель в жизни: навести порядок в своей стране (а ею он считал всю Южную Африку) и вышвырнуть оттуда британцев. Их не должно быть на земле обетованной, которую господь даровал бурам, ведь именно британцы натравливали на них их чернокожих рабов, доля которых от века – служить своим белым господам.
Британцы тогда еще не стремились к войне. В июне 1880 года новый премьер-министр Великобритании, шотландец Уильям Гладстон (1809—1898; премьер-министр – в 1868—1874, 1880— 1885, 1886 и 1892—1894) пригласил Крюгера и его коммандант-генерала Петруса Жубера (1831—1900) в Кейптаун, чтобы договориться о создании федерации, в которую входили бы как британские, так и бурские колонии в Южной Африке.
Крюгер и Жубер согласились встретиться. Однако на переговорах они были непреклонны: они хотели, чтобы британцы выполнили все их требования, или готовы были воевать с ними.
Шотландская ночь
Сами обстоятельства сделали выбор. Перед рождественским праздником на ферме Паардекрааль, основанной популярным в первой половине XIX века вождем буров Андрисом Преториусом, было очень шумно. Здесь собрались пять тысяч буров, чтобы поклясться в том, что они готовы воевать за свою землю с британскими захватчиками. Каждый из будущих солдат принес с собой камень и бросил его в кучу в знак согласия с собратьями. Быстро выросла целая гора камней.
Такими же крепкими и неколебимыми, как камни, были все эти люди – вольная армия буров. Глядя на рукотворную гору, они в один голос произнесли слова клятвы, чтобы там, в небесах, их услышал Бог. Они говорили, что «будут сражаться не на жизнь, а на смерть, чтобы вернуть свободу своей республике». Скоро им предстояло доказать правоту слов делом.
Сэр Перси Фицпатрик (1862—1931), предприниматель, политик и писатель из Йоханнесбурга, так описывал типичного бура-африканера: «В его ум так же трудно проникнуть, как в ум азиата или любого восточного человека. Бывают такие моменты, когда он готов действовать, вопреки тому, что говорит нам здравый рассудок. Он действует тогда с каким-то неспешным, слепым упорством, ни на что не отвлекаясь и никогда не останавливаясь. Так ведут себя только крупные животные». Вроде буйволов или носорогов, добавим мы. Именно таким – ослепленным яростью – быком был Пауль Крюгер.
В предрассветных сумерках 27 февраля 1881 года отряд буров численностью около четырех сотен человек напал на позицию шотландского полка на горе Маджуба. Был тот безмятежный час, когда даже самые храбрые и крепкие солдаты уступают власти сна. Началось истребление спящих, а вслед за тем всполошенных, не видящих ничего солдат. Итогом этой схватки, где одна сторона вовсю размахивала оружием, а другая покорно медлила, стал разгром полка: 92 человека были убиты, 134 ранены, 59 попали в плен.