Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБКHi-Tech

«Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать и внедрять главную надежду на озеленение воздушного флота — устойчивое авиационное топливо

Следующий пункт в совместном проекте «РБК Трендов» и ИСИЭЗ НИУ ВШЭ — авиационная отрасль.

Мы продолжаем публикацию «Дорожной карты будущего» — спецпроекта «РБК Трендов» и ученых Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. За этот год мы уже рассмотрели будущее медицины и здравоохранения, энергетики и агропромышленного комплекса, какими они видятся группе исследователей под руководством российского прогнозиста Александра Чулока. В текущем номере на таймлайне до 2050 года изучим новое направление — будущее авиации.

На эту отрасль приходится довольно большая часть выбросов углекислого газа. Следуя Парижскому соглашению по плану сокращения выбросов CO2 к 2030 году, человечеству необходимо реформировать систему грузовых и пассажирских авиаперевозок, разработать более энергоэффективные самолеты и более экологичные виды топлива.

Артем Шашков, ведущий эксперт Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»

Наталия Веселитская, к.э.н., старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»

Дина Малекова, стажер-исследователь Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»

Один из ключевых вызовов мировой повестки в настоящее время — глобальные изменения климата, значимое влияние на которые оказывают выбросы углекислого газа от транспортного сектора. Активное развитие различных типов транспорта, работающих на ископаемом топливе, ведет к увеличению концентрации парниковых газов в атмосфере и вызывает парниковый эффект.

На 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, прошедшей в конце 2023 года, была признана необходимость декарбонизации — быстрого и устойчивого сокращения выбросов парниковых газов в соответствии с траекторией снижения температуры на 1,5°C. Также указаны меры национального уровня, в том числе активизация усилий стран по поэтапному отказу от использования угольной энергетики и созданию к середине столетия энергетических систем с нулевым уровнем выбросов путем внедрения топлива с нулевым или низким содержанием углерода.

Обозначенная климатическая ситуация обуславливает тенденции перехода к ESG-повестке в большинстве отраслей, уделяющей особое внимание вопросам защиты окружающей среды, снижению выбросов в атмосферу.

Авиационный сектор, на который приходится около 12% выбросов углекислого газа всего транспортного сектора, учитывает ESG-вопросы при формировании стратегий развития авиакомпаний за счет перехода на устойчивое авиационное топливо (Sustainable Aviation Fuel, SAF).

Применение такого топлива крайне актуально также в связи со сложностью электрификации авиатранспорта. Руководствуясь острой необходимостью декарбонизации, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) утвердила резолюцию по достижению нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2050 году. Эти преобразования требуют массового развертывания низкоуглеродных и безуглеродных технологий, инициации масштабного производства экологичного топлива, разработки новых архитектур двигателей и решения проблемы доступности этих мер для развивающихся стран. Данные разработки уже ведутся во множестве государств, включая Россию.

Тем не менее на данный момент доля устойчивого авиационного топлива остается крайне низкой (менее 0,1% от всего используемого в отрасли топлива).

К числу наиболее перспективных видов альтернативного авиационного топлива относятся биотопливо, синтетическое реактивное топливо, сжиженный природный газ, сжиженный водород и электричество (электрификация рассматривается в долгосрочном прогнозе).

Его улучшенные энергетические характеристики могут способствовать увеличению дальности полета и грузоподъемности, а также снижению расхода топлива, что при равных условиях может повысить доступность авиарейсов и рентабельность авиа перевозок. Это дает основание ожидать трансформации рынка авиационного топлива и значительного увеличения его использования и производства, несмотря на трудоемкость данного процесса.

2030-2050. Правительственные инициативы: США

Полное удовлетворение потребности в устойчивом авиатопливе, включая биотопливо (около 35 млрд галлонов ежегодно) к 2050 году

Возможность решения вопросов ESG-повестки путем сокращения авиационных выбросов, увеличения производства экологически чистого авиатоплива, развития мер поддержки проектов и производителей SAF, фермеров, выращивающих культуры для производства биотоплива, разработчиков биотехнологий.

Министерство энергетики, Министерство транспорта и Министерство сельского хозяйства США запустили программу развития устойчивого альтернативного топлива (SAF), включающую:

  • сокращение авиационной эмиссии на 20% к 2030 году;
  • увеличение производства экологически чистого авиатоплива до 3 млрд галлонов ежегодно к 2030 году;
  • повышение топливной эффективности самолетов не менее чем на 30%;
  • выделение до $4,3 млрд на поддержку проектов и производителей SAF;
  • налоговые льготы для местных производителей для стимулирования использования СНФ.

Управление кредитных программ Министерства финансов США предоставит кредитные гарантии на общую сумму до $3 млрд для финансирования проектов, реализуемых местными компаниями с использованием SAF.

Федеральное управление гражданской авиации США выделит более $100 млн производителям самолетов и двигателей на разработку и демонстрацию авиатехнологий, снижающих расход топлива, выбросы и шум.

Правительство США решило поддержать фермеров, выращивающих сельскохозяйственные культуры для производства биотоплива, а также разработчиков биотехнологий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Речь о деталях Речь о деталях

Возможно ли появления российского смартфона в жестоком мире электроники

Правила жизни
Есть научное объяснение тому, почему у пчел соты не круглые, а в виде шестиугольников Есть научное объяснение тому, почему у пчел соты не круглые, а в виде шестиугольников

Пчелы, не зная математики, строят свои соты в форме шестиугольника. Почему?

ТехИнсайдер
Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта

Как авиация влияет на экологию и климат?

ТехИнсайдер
Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты

Почему в обществе так развита ненависть к евреям?

ТехИнсайдер
«Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга» «Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга»

Артем Быстров о 1990-х и перевоплощении в таежного охотника

Правила жизни
4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения 4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения

Почему мы не ценим свои успехи и как наконец научиться это делать?

Psychologies
«Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный» «Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный»

О том, как криптовалюты отбирают аудиторию у классических брокеров

Монокль
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Саддам Хусейн, отец нации Саддам Хусейн, отец нации

Самым печально известным из кровавых диктаторов Ирака былл Саддам Хусейн

Дилетант
Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов

Зимой нужно переходить на стальные штампованные диски. Почему?

ТехИнсайдер
Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла

Физики поставили под сомнение причины, по которым возникает эффект Холла

N+1
Яркий сжатый вакуум сгенерировал высокие гармоники Яркий сжатый вакуум сгенерировал высокие гармоники

Физики сгенерировали высокие гармоники в магний-легированном ниобате лития

N+1
Как понять, что вам нужно мыть голову чаще Как понять, что вам нужно мыть голову чаще

Как понять, что вы моете кожу головы недостаточно часто?

ТехИнсайдер
Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре

Саксофонист Игорь Бутман — о современной музыке и ювелирном искусстве

РБК
Стоп! Снято Стоп! Снято

История поиска жилья в столице от того самого худшего арендатора

Men Today
Патологии полости рта повысили риск нетрудоспособности и смерти Патологии полости рта повысили риск нетрудоспособности и смерти

13 характеристик здоровья полости рта связаны с риском недееспособности и смерти

N+1
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Что такое эффект Стрейзанд: как работать с компроматами Что такое эффект Стрейзанд: как работать с компроматами

Эффект Стрейзанд: что это такое и можно ли с ним совладать?

Psychologies
Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми

Простые и полезные для повседневной жизни коучинговые упражнения

Psychologies
«Мыльная опера» или «выдохшаяся газировка»: 8 типов расставаний и как их пережить «Мыльная опера» или «выдохшаяся газировка»: 8 типов расставаний и как их пережить

Как пережить расставание?

Psychologies
Первый кадр Первый кадр

Итак, перед вами отцы-основатели некоторых жанров кино

Men Today
Истина где-то здесь Истина где-то здесь

Вокруг этих мест ходит много таинственных слухов и даже леденящих душу рассказов

Лиза
Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах

Как актер Александр Горчилин оказался в центре конструктивизма

РБК
Владимир: А что вокруг? Владимир: А что вокруг?

Владимир, словно его исторический прототип Красно Солнышко, имеет мощные лучи

КАНТРИ Русская азбука
Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве» Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБ
Красота на пальцах Красота на пальцах

Лучшие драгоценности в кино, сделавшие драматический сюжет лучше

Правила жизни
«Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом» «Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом»

Нейробиолог СПбГУ о том, почему вернулся в Россию после работы за границей

Санкт-Петербургский университет
Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация» Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация»

Игорь Бутман о планах на будущее и любви к импровизации

Grazia
Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов

Что такое цифровая усталость и почему люди переходят на кнопочные телефоны

Forbes
«Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес «Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес

Как женщины строили бизнес и карьеру в 2000-х, несмотря на гендерные стереотипы

Forbes
Открыть в приложении