Большая игра
Куда БРИКС и G7 ведут глобальную экономику
С 22 по 24 октября в Казани пройдет XVI саммит БРИКС, где встретятся главы государств объединения. Группы стран G7 и стран БРИКС — это главные неформальные центры силы в современной глобальной экономике. От их конкуренции и от характера взаимоотношений между ними будет зависеть очень многое. С этой точки очень важно оценить и сравнить реальный экономический потенциал этих межстрановых объединений.
Строго говоря, G7 и БРИКС не политические союзы, сформированные на основе договоров, и не экономические объединения с подробными письменными регламентами, а лишь клубы стран по интересам. Никаких директив, обязательных для исполнения участниками, эти клубы никогда не издают. Формально речь идет о компаниях друзей, не более. Однако жизнь в глобальной политике устроена почти как у подростков в городском районе: очень важно, с кем именно ты дружишь и насколько сильны твои друзья. Чем влиятельнее твоя компания, тем спокойнее и безопаснее твоя жизнь. Если есть могучие друзья, то у тебя гораздо больше шансов целенаправленно заниматься, например, своим социально-экономическим развитием.
Надо учитывать, что свободного пространства в глобальной экономике почти не осталось. Как следствие, интересы любых межстрановых объединений будут постоянно пересекаться, и потому их конкуренция неизбежна. Если одна компания стран экономически гораздо сильнее других, то она будет бесцеремонно отодвигать своих конкурентов от лакомых рынков и ресурсов. А вот если экономические возможности разных межстрановых объединений будут сопоставимы, то их конкуренция будет носить более или менее цивилизованный характер. Если же конкуренты выстроят еще и вполне равноправное экономическое сотрудничество, то будут получать взаимную выгоду.
Современная экономическая теория выделяет следующие факторы, определяющие масштабы производства и экономического роста в отдельных странах и группах стран: трудовые ресурсы, капитал (материальный и финансовый), природные ресурсы, уровень научно-технологического развития, качество институтов, уровень культурного развития.
Трудовые ресурсы и производство
В части трудовых ресурсов явным преимуществом обладает группа БРИКС. Численность населения стран, входящих в БРИКС, в три раза превышает численность населения стран G7. Причем и структурные демографические характеристики в странах БРИКС смотрятся значительно лучше, так как доля населения молодого возраста в среднем там заметно выше, чем в странах G7. Если страны БРИКС загрузят работой свои трудовые ресурсы и при этом обеспечат достаточно высокую производительность труда, то по количественным показателям производства оставят страны G7 далеко позади.
Что касается капитала, то здесь ситуация более сложная. Положение дел в сфере физического капитала очень сильно отличается от положения дел в сфере капитала финансового.
Физический капитал, накопленный странами БРИКС, по всей видимости, уже превышает физический капитал, накопленный странами G7. В частности, суммарный объем выпуска большинства ключевых продуктов в периметре БРИКС на десятки процентов выше, чем в периметре G7. Причем этот разрыв в товарном производстве продолжает быстро увеличиваться. Следует обратить особое внимание на объем производства электроэнергии, который всегда считался ключевым индикатором реальной, а не бумажной экономической активности. Превосходство БРИКС над G7 в этой отрасли к 2023 году стало двукратным.
Сегодня БРИКС превосходит G7 уже не только в производстве сырья и других первичных продуктов, но и в выпуске гораздо более сложных изделий. Например, суммарный выпуск продукции обрабатывающей промышленности в странах БРИКС уже в 2022 году был почти на 23% выше, чем в странах G7.
Таким образом, статистика выпуска косвенным образом подтверждает факт превосходства БРИКС над G7 в производственных мощностях. Можно предположить, что уровень использования производственных мощностей и прочих элементов физического капитала в БРИКС сейчас выше, чем в G7. Поэтому теоретически страны G7 могут быстро нарастить объемы своего выпуска, если появится соответствующий спрос. Но даже с учетом этого предположения страны G7 вряд ли смогут догнать страны БРИКС по объемам товарного производства, так как разрыв к настоящему моменту стал слишком большим.
Финансовый капитал
В то же время в сфере финансового капитала страны G7 продолжают сохранять свое уверенное доминирование. Суммарная капитализация фондовых рынков стран БРИКС, вместе взятых, в 2022 году была вдвое ниже, чем капитализация фондового рынка в одних только США. Это означает, что компаниям из стран G7 по-прежнему намного проще заимствовать средства с финансовых рынков, чем их коллегам из стран БРИКС. Сходным образом обстоят дела, когда речь идет о банковском кредитовании инвестиций или о финансировании экономической деятельности из государственных бюджетов. В этих сферах странам БРИКС еще только предстоит догнать страны G7.
Уверенное доминирование стран G7 в сфере финансового капитала позволяет им влиять на глобальные экономические процессы не только со стороны предложения, но и со стороны спроса. И если богатые страны G7 по каким-то причинам не станут покупать продукцию из более бедных стран, в том числе из группы БРИКС, то эта продукция рискует остаться невостребованной, так как масштабы платежеспособного внутреннего спроса в бедных странах обычно невелики. Как следствие, более бедные страны могут столкнуться с серьезными экономическими трудностями. Именно этот механизм, основанный на отказе от закупок той или иной импортной продукции, в G7 очень часто используют при введении санкций против неугодных стран.