Он всё забывает!
«Смотрит в книгу, видит фигу», «в одно ухо влетело, в другое вылетело» – часто это не про лень и баловство на уроках, а про сложности с рабочей памятью. Разбираемся, откуда они берутся и как помочь ребёнку.
Где вторая обувь?
Насколько хорошо будет учиться деточка, зависит от множества вещей – и не в последнюю очередь от рабочей памяти. Именно эта когнитивная система отвечает за то, чтобы он прочитал условия задачи и понял их. Записал текст под диктовку и подчеркнул нужные орфограммы. Выполнил работу по образцу и ничего не напутал. Вовремя собрал школьный рюкзак и не забыл сменную обувь.
В целом рабочая память – это не про запоминание на годы вперёд, а про способность удерживать в сознании информацию, нужную для выполнения конкретных дел здесь и сейчас. Как только дело сделано, все данные или удаляются, или переводятся в долговременную память – если мозг считает, что они ещё могут пригодиться.
Эксперименты учёных показали, что детям с хорошей рабочей памятью (РП) проще даются математика и чтение. Более того, тесты на РП точнее тестов на IQ предсказывают академические успехи. Что помогает «оперативке» нормально работать, а что мешает?
По данным исследований, проведённых в Великобритании, у 10–15% школьников есть проблемы с рабочей памятью. Среди них, например, дети с СДВГ, расстройствами аутического спектра, дислексики и т. д.
Магическое число
Когда родитель выдаёт ребёнку длинный список дел, а потом сердится, что тот снова всё перепутал, он сам забывает, что детская память – не та, что у взрослых. Её «пропускная способность» гораздо ниже. Впрочем, и у старших ёмкость рабочей памяти ограничена. Американский психолог Джордж Миллер ещё в середине прошлого века экспериментально выяснил, что человек может запомнить и повторить в среднем 7 ± 2 смысловые единицы. Не так давно выяснилось, что этих единиц ещё меньше – 4 ± 1. Причём в детстве этот показатель как минимум вдвое ниже. На основе изысканий Миллера построена теория ячеек, которая предполагает, что в рабочей памяти есть ограниченное количество «ячеек» для размещения информации. Всё, что сверх того, просто «не помещается в голове». Теория удачно демонстрирует, как мешает думать и запоминать посторонняя ерунда. Если память забита роликами из ТикТок, прямо сейчас она не в состоянии думать ни о чём другом. Потребуется время, чтобы её разгрузить.