«Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина
Библейская притча о блудном сыне вдохновила не только Рембрандта. В повести Пушкина «Станционный смотритель» на стенах дома главного героя висят картины с этим сюжетом. Но кто их автор? И какое значение они имеют для истории? Самые известные «блудные сыны» — в арт-расследовании «Сноба».
Давайте представим Амстердам XVII века. В тени высоких зданий, среди улочек и каналов великий художник Рембрандт создает шедевры, которые переживут века. Вы, возможно, видели одну из самых известных его работ — «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). Веселый молодой художник со своей женой. Но не часто вспоминают, что на самом деле эта картина называется «Блудный сын в таверне». Перед нами начало легендарной истории.
Притча о блудном сыне записана в Евангелии от Луки (глава 15). Этот сюжет рассказывает о молодом человеке, который просит у отца долю наследства и отправляется в дальние земли, где проматывает все свои деньги на беспечную жизнь. Когда средства кончаются, сын оказывается на дне — работает пастухом свиней, и даже есть ему нечего. В этот момент он осознает свое положение и решает вернуться домой. Стыдясь своих поступков, он надеется лишь на место среди наемных рабочих, но отец встречает его с распростертыми объятиями, радуясь его возвращению:
«Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Старший сын был в поле, а когда вернулся и узнал новости, был не очень доволен. Онсказал отцу:
«Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».
А тот ответил:«Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое».
Притча затрагивает многие важные для христианства темы: раскаяние, прощение, милосердие. Но ее философское значение выходит за рамки религии — это история о семье, о надежде на возвращение и о принятии.
Спустя годы Рембрандт завершит эту историю в своем шедевре «Возвращение блудного сына» (1668–1669). Именно в этой картине художник достиг глубины понимания раскаяния и прощения, вложив в нее всю свою жизненную мудрость. Это одна из самых мощных работ Рембрандта. Картина написана в последние годы жизни художника, когда он уже пережил множество утрат и разочарований. На полотне перед нами момент высшего прощения: старый отец встречает своего сына, который пал на колени перед ним. Глубокие тени и свет, сосредоточенные на фигурах отца и сына, создают атмосферу теплоты и безопасности — он дома.