Санкт-Петербургский университетНаука
Ключ к осознанному забыванию
Можно ли научиться намеренно забывать ненужную, ошибочную или травмирующую информацию? Ученые СПбГУ изучают этот вопрос и предположили, что в этом может помочь медитация.
Память — это психический процесс, включающий запоминание информации, ее воспроизведение и узнавание, а также забывание. Последнее раньше считалось отрицательным свойством памяти, но сейчас ученые изменили свое мнение. «Стало понятно, что у забывания есть и положительная сторона: этот процесс помогает очищать психику от ненужных и ли травмирующих воспоминаний», — рассказывает Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник СПбГУ.
Долгое время забывание считалось непроизвольным процессом. Однако сегодня ученые предполагают, что управлять забыванием все-таки можно, и ищут методы, позволяющие это делать.
«Когда мы намеренно пытаемся что-то забыть, то вместо этого еще больше сосредотачиваемся на информации и укореняем ее в нашем сознании. Такой прямолинейный способ для развития навыка намеренного забывания не подходит, поэтому психологи ищут обходные пути», — отмечает Ольга Щербакова.
По ее словам, эти пути могут задействовать метапознание — осознание собственных познавательных процессов и владение способами эффективного управления ими. «Так, осознание человеком принципов работы его памяти и умение управлять ею называют метапамятью. Эти навыки позволяют человеку намеренно регулировать работу, например, запоминания. Если он знает, что легко запоминает лица людей, но никак не может запомнить их имена, он может целенаправленно научиться запоминать имена с помощью специальных мнемических приемов», — поясняет ученый.
Как пишут Ольга Щербакова и выпускница СПбГУ 2022 года (программа «Клиническая психология») Агния Анатольевна Сергеюк в статье в «Психологическом журнале», в рамках концепции метапознания предполагается, что успешность работы памяти зависит от процессов мониторинга и контроля, а забывание приравнивается к невоспроизведению информации под их влиянием. Ученые предположили, что с помощью медитации как разновидности ментальной тренировки можно натренировать навыки мониторинга и контроля и тем самым развить умение намеренно забывать.
Тренажер для мышления
В последнее десятилетие медитация является модным способом улучшить концентрацию внимания и повысить свое субъективное благополучие. «Изначально метод использовался в религиозном контексте, но постепенно распространился и в светскую практику», — рассказывает Ольга Щербакова.
По ее словам, достоверных научных данных о влиянии медитации на психические процессы не так много, к тому же они достаточно противоречивы. «При этом известны результаты, показывающие, что медитация позволяет перестроить работу внимания и повысить его концентрацию, а также улучшить общее эмоциональное состояние человека после инсульта, — отмечает Ольга Щербакова. — Влияние медитативных практик на процессы забывания у здоровых людей пока еще не становилось предметом интереса исследователей».
В своем исследовании ученые СПбГУ использовали медитацию открытого мониторинга, в процессе которой человек последовательно отслеживает содержание своего сознания и старается не давать ему каких-либо оценок. Как пишут ученые в статье в «Психологическом журнале», такая медитация тренирует метакогнитивный режим обработки информации, который предполагает отношение к мыслям как к идеям, поддающимся корректировке. Продолжительная практика медитации открытого мониторинга формирует навык управления вниманием в зависимости от задачи. Благодаря ему практикующий становится способен отслеживать и останавливать воспроизведение каких-либо мыслей. «Таким образом, можно предположить, что человеку с опытом регулярных медитаций открытого мониторинга по сравнению с человеком без такого опыта будет легче намеренно забыть что-либо», — отмечают исследователи в статье.
Помимо медитации открытого мониторинга, существует также медитация сосредоточенности. В ней от человека требуется продолжительно концентрироваться на выбранном явлении. Источник: А. А. Сергеюк, О. В. Щербакова. Забудьте то, что выучили: влияние медитации на намеренное забывание. 2022 год
В качестве контрольного метода в своем эксперименте они использовали псевдомедитацию. «Это практика, по всем параметрам повторяющая медитацию, но по сути таковой не являющаяся, — говорит Ольга Щербакова. — Она была нужна для того, чтобы мы могли удостовериться, действительно ли именно медитация влияет на функцию памяти, или она меняется просто в силу того, что человек каждый день отвлекается от текущих дел и посвящает 20–30 минут состоянию сосредоточения. Может быть, дело не в медитации как таковой, а в том, что участник регулярно и дисциплинированно чем-то занимается, и с таким же успехом можно заменить медитацию на спорт или, к примеру, вязание».
Специально для эксперимента исследователи создали аудиозаписи текстов медитации и псевдомедитации. Обе практики имели одинаковую продолжительность и темп, озвучивал их один и тот же профессиональный диктор.
Думайте/не думайте
В исследовании ученых СПбГУ приняли участие 106 добровольцев в возрасте от 18 до 35 лет. Все они были знакомы с практикой медитации, но никто из них не занимался ей на постоянной основе. Исследователи разделили всех участников на три группы: первая должна была сделать 30 медитаций примерно по 20 минут в течение пяти недель, вторая выполняла столько же псевдомедитаций за то же время, а третья не делала ни того, ни другого.
Все добровольцы в начале и в конце эксперимента выполняли различные тестовые задания. Одним из них было задание «думать/не думать», в рамках которого нужно было останавливать возникающие воспоминания. Так, сначала добровольцы заучивали 27 пар существительных (например, «абрис — зачетка»). Затем тренировались тормозить процессы воспроизведения на шести парах из них: в ответ на предъявленные левые слова, окрашенные зеленым цветом, должны были воспроизводить правые слова, окрашенные красным цветом, а в ответ на «красные» слова должны были препятствовать воспроизведению «зеленых». Далее участники выполняли то же задание с оставшимися парами слов.
Также испытуемые проходили тест Струпа, который является классическим способом измерения процессов мониторинга и контроля, а в данном случае позволял косвенно оценить способность к подавлению, то есть к намеренному невоспроизведению ранее усвоенной информации. Для него ученые подготовили таблицу из слов «красный», «зеленый», «синий», «желтый», окрашенных не соответствующими их значению цветами: например, слово «зеленый» могло быть написано любым цветом, кроме зеленого. Также ученые сделали отдельный бланк с прямоугольниками аналогичных цветов, но расположенными иначе, чем слова. Участники должны были как можно быстрее и не допуская ошибок назвать сначала цвета слов, игнорируя их значения, а затем цвета прямоугольников.
«Для взрослого человека, у которого навык чтения давно автоматизирован, это довольно сложная задача. Ему нужно время, чтобы осознанно переключиться на более ранний способ обработки информации, обычно использующийся в детстве, — подчеркивает Ольга Щербакова. — Разница во времени ответов на бланк с цветными словами и бланк с несловесными стимулами называется эффектом Струпа и отражает то, в какой степени человек способен произвольно тормозить один способ работы с информацией и переключаться на другой. Мы предполагаем, что сознательный контроль, который требуется для выполнения этого теста, может также использоваться и при намеренном забывании. Чем меньше будет задержка, тем выше уровень контроля».
Третьим заданием было структурированное интервью. В рамках него участники выбирали из предложенного списка стратегии намеренного забывания, которые использовали при прохождении испытаний, например: «убедились, что знаете второе слово из пары, и старались не думать о нем» и «старались не думать о втором слове, но, когда слово-подсказка пропадало, проверяли, помните ли нужное слово».
Все тесты и медитативные практики проводились дистанционно, так как во время исследования еще действовали ограничения, связанные с пандемией COVID-19. Дойти до конца эксперимента смогли чуть больше половины изначального количества участников — 61 человек.
На шаг ближе к ответу
Ученым не удалось обнаружить ярко выраженного эффекта от медитации, однако они выявили некоторые различия в величинах эффектов Струпа и намеренного забывания до и после медитативных занятий. Эти различия не достигли уровня статистической значимости, который необходим для подтверждения предположения исследователей. Статистически подтвержденную зависимость ученые наблюдали только в частоте использования различных стратегий намеренного забывания до и после выполнения медитаций открытого мониторинга.
«Мы получили только косвенное подтверждение того, что медитация оказала влияние на эффективность намеренного забывания. Судя по численным данным, участники не стали лучше забывать информацию или быстрее проходить тест Струпа, — рассказывает Ольга Щербакова. — Однако после анализа данных структурированного интервью мы увидели, что они изменили способы забывания с тех, что ему препятствуют, на те, что ему способствуют».
По словам ученого, на основе полученных данных нельзя сделать однозначные выводы. Вероятно, для более выраженного эффекта необходима более длительная продолжительность занятий медитацией или большее количество участников. Дистанционный формат также мог повлиять на итог эксперимента.
«Несмотря на фактически отрицательные результаты, мы все равно пришли к бóльшему пониманию того, как работает намеренное забывание. Скорее всего, именно организационные ограничения исследования не позволили нам продемонстрировать это в чистом виде», — заключает Ольга Щербакова.
Ученые СПбГУ ранее уже изучали влияние медитации на творческие способности
В ходе исследования на примере создания метафор они выяснили, что эта разновидность ментального тренинга является не лучшим способом развить, в частности, когнитивную гибкость — способность переключаться с одной мысли на другую и одновременно обдумывать несколько вещей. Подробнее об этой работе читайте в журнале «Санкт-Петербургский университет» № 4 за 2021 год в статье «Намедитировать креативность».
Подробнее об исследовании ученых читайте в «Психологическом журнале» № 6, том 43 за 2022 год в статье «Забудьте то, что выучили: влияние медитации на намеренное забывание» Агнии Анатольевны Сергеюк, выпускницы СПбГУ 2022 года (программа «Клиническая психология»), и Ольги Владимировны Щербаковой, кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника СПбГУ. DOI: 10.31857/ S020595920023641-1
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl