Нобелевская премия мимо
9 убедительных причин отказаться от награды
22 октября 1964 года писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе. В заявлении «Почему я отказался от премии», которое он передал прессе, писатель выделил несколько причин своего отказа, но все они сводились к одному — он хотел оставаться свободным. К 60-летию непростого выбора между свободой и Нобелевской премией рассказываем, почему еще можно отказаться от премии.
Потому что верен своему слову
Жюльен Грак и Гонкуровская премия
В январе 1950 года тогда еще малоизвестный французский писатель Жюльен Грак опубликовал памфлет «Литература для желудка», в котором обличал послевоенную литературную систему, и в частности премии. Они, по мнению Грака, превращали писателей в каких-то чиновников и служили не поощрением и признанием заслуг и достижений, а карьерным лифтом, открывающим дорогу к новым премиям и большим тиражам. Участвовать в этом он считал ниже своего достоинства. Спустя почти два года, 3 декабря 1951 года, жюри Гонкуровской премии — самой престижной во Франции литературной награды — объявило, что присудило премию роману Грака «Берег Сирта». Грак, однако, остался верен заявленным принципам и от награды отказался: «Я уже высказывал свое принципиальное мнение против премий. Да, в этом жюри много достойных голосов и отвергнуть их невыносимая грубость для любого писателя. Но я не могу поступить иначе».
Потому что не любишь деньги
Лев Толстой и Нобелевская премия
История отношений Толстого и Нобелевской премии началась в 1901 году. В тот год ее вручали в первый раз, получил премию французский поэт Сюлли-Прюдом. Тот факт, что комитет проигнорировал 73-летнего Толстого, вызвал критику среди шведских интеллектуалов: 42 писателя, художника и критика (в том числе Стриндберг и Лагерлёф) опубликовали открытое письмо к Толстому, в котором выразили свое уважение и извинились, что комитет премии оставил его кандидатуру без внимания. Толстой направил им ответ, в котором сообщал, что он, напротив, счастлив, что не был награжден: «Это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло». Несмотря на такой ответ, в течение следующих пяти лет Толстого исправно вносили в списки претендентов, но премии так и не дали. В 1906 году слухи, что премия наконец точно будет присуждена Толстому, набрали такую силу, что писатель решил вмешаться в этот процесс. 25 сентября он написал письмо своему переводчику на финский язык писателю Арвиду Ярнефельту с просьбой решить проблему через своих знакомых в Шведской академии наук: «Если у вас есть <...> какие-либо связи в Швеции, постарайтесь сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Конечно, я бы сам мог <...> но мне неудобно вперед отказываться от того, чего, может быть, они и не думают назначать мне». В оставшиеся четыре года жизни писателя его имя больше не появлялось в списках кандидатов на премию — была ли это заслуга Ярнефельта, неизвестно.