Белые дороги и черные тюльпаны
Здесь дуют ветра, поют пески, а на горизонте маячат зонтики пагод, словно занесенные ураганом из Тибета. О том, каким ветром занесло в эти места французского предпринимателя, и как он стал «настоящим калмыцким мужиком», мы поговорили с автором проекта «Мы и они» Марией Шаховой и героем одного из его выпусков.

Досье героя серии «Француз в Калмыкии»
Стефан Билькей
Родился: в городке Люксей-ле Бен на границе Франции и Швейцарии.
Работал во Франции: в компании по производству товаров класса люкс.
Сейчас в России: генеральный директор компании по модернизации автомобильных производств.
В Калмыкии Мария Шахова побывала во время съемки одной из серий проекта, героем которой стал переселившийся из Франции 17 лет назад предприниматель Стефан Билькей. Его история напоминает болливудский фильм.
Любовь с первого взгляда
Судьба преподносит такие сюрпризы, которые кардинально меняют твою жизнь. Все началось с того, что я поехал в отпуск к друзьям в Москву, где мы и познакомились с Кемой (Кермен Эльдяшева, супруга героя, – прим. «ВС»). Это было как удар молнии. Я сразу почувствовал, что могу рассчитывать на этого человека, и мы можем построить семью.
Я сделал предложение Кеме, а потом спросил разрешения у ее родителей. Здесь так полагается. Но они меня еще и до этого приняли за сына, ведь мы уже четыре года жили с Кемой вместе, не расписавшись. В Калмыкии так не принято. Поэтому все, кажется, только и ждали свадьбы и вздохнули с облегчением.
На свадьбу из Франции прилетели мои 80-летние родители. Они впервые летели на самолете и впервые посетили другую страну. Калмыцкие обычаи их очень удивили. По традиции, отец жениха должен подарить молодым вареного барана. Но мой-то отец остановился в гостинице, где ж ему варить барана? Купили живого, повязали ему ленточку на шею, погрузили в машину. Отец до последнего не верил, открыл багажник и изумленно воскликнул: «Это действительно баран!». А мать жениха по традиции должна танцевать в белых штанах с широкими карманами, в них гости кладут деньги для молодой семьи. Мама сначала была в шоке: «Почему я должна это надевать?». Но потом прекрасно справилась с задачей и танцевала под калмыцкую музыку на столе. Ее карманы были быстро наполнены деньгами!
Плюс в карму
Сначала в России было непросто. Люди не понимали меня. У русских и французов разный подход к делу. Во Франции ты говоришь, какой нужен результат, а сотрудники сами разбираются, как им действовать. Я говорил, что хочу – но никто ничего не делал для этого. Со временем я понял, что всеми процессами в России боссу надо управлять самому.
В общем, вначале руки опускались, с работой не получалось, поэтому я решил уехать обратно. На помощь пришла Кема и новые родственники. Они выслушали меня, посоветовали сходить в буддистский храм. Я пришел в хурул, помедитировал, и пришла твердая жизненная уверенность, что я все делаю правильно и что все будет хорошо. Так и получилось.
Мы, калмыки, всегда ищем счастье. Теперь я провожу в храме час-полтора, люблю слушать, как поет монах. Во всем стараюсь добиваться поставленных целей – это хорошо сказывается на карме. Важны любовь и забота о других, общение с людьми и понимание, что мы одно целое. Мне кажется, буддизм сильно повлиял на характер калмыков. Это очень спокойные, искренние, жизнерадостные, невероятно щедрые люди, которые всегда готовы помочь.
Я привык, что мы во Франции относимся к себе слишком серьезно и много жалуемся. А в Калмыкии очень много позитивной энергии. Я ее получил, и теперь отдаю обратно. Такой взаимообмен заставляет вращаться колесо жизни.
Каждую пятницу в храмах поминают умерших. Обряд называется «кормление предков». В храм приносят различные яства – считается, что вместе с молитвой пища поднимается к предкам. Это очень по-философски: мы приходим накормить наших предков и взамен получаем их покровительство. Вообще Россия – очень духовная страна: люди часто ходят в храмы, а в Калмыкии соседствуют сразу три религии – буддизм, шаманизм и православие.