Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

МонокльАвто

Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход в Россию крупного китайского производителя автокомпонентов для полуприцепов затормозит развитие отечественных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию

Анжела Сикамова

Китайский завод Huajing — крупный поставщик осей для полуприцепов в Россию. Фото: https://russian.hj-machine.com

2022 года, согласно Business­ Stat, грузоперевозки авто­мобильным транспортом в нашей стране выросли на 22%. Это стало следствием подъема промышленного производства и потребительского спро­са, а также объективных логистических изменений. Ограниченная пропускная способность железных дорог, переори­ентация транспортных потоков с запа­да на восток и возросшее транспортное плечо также способствовали наращива­нию трафика. «Компании также меняют схемы погрузки­-разгрузки, чтобы сокра­тить простои. Пока разгружается один полуприцеп, к освободившемуся тягачу цепляется следующий, что приводит к росту спроса на прицепную технику», — пояснила директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи. Отдельные сегменты рынка грузовой спецтехники отреагировали на это уве­ренным ростом показателей. По данным НАПИ, в 2022 году в России было прода­но 28 820 новых полуприцепов, а в 2024­ м уже 47 700, что соответствует росту продаж более чем на 65% за три года.

Лидерство сохранили отечественные производители прицепной техники «То­ нар», Bonum и Grunwald, на которые при­ шлось более 28% объема продаж.

На следующий год НАПИ на фоне запретительной ключевой ставки ЦБ, налоговой реформы и других экономи­ческих проблем прогнозирует даже в оптимистичном сценарии обвал про­даж новых полуприцепов на российском рынке на 16,98%, до 42 140 штук. Песси­мистичный сценарий предполагает па­дение на 21,91%, до 37 250 единиц. Одна­ко продолжающийся уход иностранных производителей позволяет российским заводам наращивать выпуск техники. Соответственно, растет их потребность в автокомпонентах, в частности осевых агрегатах, которые пока в России произ­водятся в ограниченном количестве.

Российская ассоциация производи­телей специализированной техники («Росспецмаш») оценивает нынешнюю емкость рынка примерно в 120 тыс. осе­вых комплектов в год, но из них непо­средственно в России производятся не более 40 тыс. «Дефицита на рынке как такового нет, есть ограничения по осям, не соответствующим 719­му постановле­нию», — поясняет заместитель директо­ра «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Проблемы локализации

В 2015 году Минпромторг принял по­ становление № 719, в котором установ­лены критерии для признания промыш­ленной продукции как произведенной в России.

Согласно постановлению, с 2025 года 70%, а с 2026 года 80% автокомпонентов для грузовой прицепной техники долж­ны быть российского производства. Для внесения в реестр Минпромторга про­изводители получают баллы за каждый компонент отечественного производ­ства, что дает им доступ к различным го­сударственным программам поддержки, позволяющим возвращать из бюджета утилизационный сбор, оформлять льгот­ный лизинг, возвращать часть процентов по кредитам, компенсировать средства из Фонда социального страхования.

Суммы довольно существенные. С 1 января ставка утилизационного сбо­ра для прицепов и полуприцепов уста­новлена на уровне 1,32 млн рублей за единицу техники, вместе с НДС она со­ ставит почти 1,5 млн рублей. Учитывая, что шторный полуприцеп Grunwald на сайте компании стоит от 3,9 млн рублей, а немецкий Krone можно найти за 5,15 млн рублей, расходы получаются значи­тельные. Учитывая, что средняя цена на полуприцеп, по данным НАПИ, сейчас составляет 6 млн рублей, расходы по­лучаются значительные.

Естественно, производители заинте­ресованы в максимальной локализации своих производств, в зависимости от уровня которой (50 или 70%) им могут быть дифференцированно компенсиро­ваны затраты на утильсбор.

«Возможность получения мер государ­ственной поддержки в виде льготного лизинга для потребителей и промыш­ленной субсидии на возврат утилизаци­онного сбора все больше стимулирует заводы локализовывать производство», — считает Вячеслав Пронин. «Учитывая экономический кризис, требования ло­кализации по лизингу в этом году могут быть снижены», — добавляет он.

Самую большую проблему для лока­лизации представляют осевые агрегаты, на долю которых приходится значитель­ная часть стоимости всего полуприце­па. Например, оси в России производит крупнейший производитель прицепов и полуприцепов завод «Тонар», который еще в 2023 году сумел довести уровень локализации продукции до 70% и про­ должает его наращивать. «Тонар» полно­стью обеспечивает свои потребности в осях, реализуя небольшие объемы внеш­ним потребителям. При этом увеличи­вать производство именно осей отдельно от основного производства «Тонар» не собирается, говорит генеральный дирек­тор предприятия Денис Кривцов. Такой же политики придерживается чебоксар­ское предприятие «Сеспель», которое тоже обеспечивает осями только свои полуприцепы.

Но «Тонар» и «Сеспель» скорее исклю­чения. В основном российские произ­водители прицепной техники не произ­водят осевые агрегаты, а закупают их в других странах вместе с комплектую­щими, металлом или лакокрасочными материалами. После ухода с рынка европейских поставщиков многие стали приобретать комплектующие из Китая. И так продолжалось бы и дальше, если бы не ужесточающиеся требования по локализации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы совершили инженерный подвиг» «Мы совершили инженерный подвиг»

Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

Монокль
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Не до конца открытые врата Не до конца открытые врата

С какими трудностями сталкивается российский бизнес при работе в Азии

Монокль
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Когда нельзя, но очень надо Когда нельзя, но очень надо

Как россияне обходят заградительные ставки по ипотеке

Деньги
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Рога и гобелены Рога и гобелены

В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Weekend
Искусство маскировки Искусство маскировки

Многие симптомы разных болезней маскируются под особенности характера

Лиза
Белые дороги и черные тюльпаны Белые дороги и черные тюльпаны

Как французский предприниматель стал «настоящим калмыцким мужиком»

Вокруг света
Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок» Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок»

Евгения Громова о смелости, режиссерском опыте и важности личных границ

VOICE
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мультотерапия: 20 подзабытых мультсериалов из детства Мультотерапия: 20 подзабытых мультсериалов из детства

Одни названия этих мультсериалов вызовут у вас сильное чувство ностальгии

Правила жизни
Битва за коэффициент рождаемости Битва за коэффициент рождаемости

Почему население планеты сокращается и чего нам ждать в будущем?

Монокль
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Женщины для женщин: как Наталья Водянова и Серена Уильямс инвестируют в фемтех Женщины для женщин: как Наталья Водянова и Серена Уильямс инвестируют в фемтех

Стартапы в области женского здоровья, в которые инвестируют знаменитые женщины

Forbes
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Экономический код культуры Экономический код культуры

Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

Ведомости
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать 8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать

Вирусные бьюти-тренды, от которых следует держаться подальше

VOICE
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
JONY JONY

Саундтрек жизни JONY, который поможет лучше его понять

Men Today
Семь причин ломкости ногтей Семь причин ломкости ногтей

Неправильное питание, холод, недостаток гормонов: причины ломкости ногтей

Здоровье
В Африку гулять В Африку гулять

Марокко — яркий осколок арабской Африки, сияющий разными цветами

Лиза
7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав 7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав

Ряд специфичных дорожных штрафов, характерных для весны

РБК
Открыть в приложении