Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

МонокльАвто

Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход в Россию крупного китайского производителя автокомпонентов для полуприцепов затормозит развитие отечественных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию

Анжела Сикамова

Китайский завод Huajing — крупный поставщик осей для полуприцепов в Россию. Фото: https://russian.hj-machine.com

2022 года, согласно Business­ Stat, грузоперевозки авто­мобильным транспортом в нашей стране выросли на 22%. Это стало следствием подъема промышленного производства и потребительского спро­са, а также объективных логистических изменений. Ограниченная пропускная способность железных дорог, переори­ентация транспортных потоков с запа­да на восток и возросшее транспортное плечо также способствовали наращива­нию трафика. «Компании также меняют схемы погрузки­-разгрузки, чтобы сокра­тить простои. Пока разгружается один полуприцеп, к освободившемуся тягачу цепляется следующий, что приводит к росту спроса на прицепную технику», — пояснила директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи. Отдельные сегменты рынка грузовой спецтехники отреагировали на это уве­ренным ростом показателей. По данным НАПИ, в 2022 году в России было прода­но 28 820 новых полуприцепов, а в 2024­ м уже 47 700, что соответствует росту продаж более чем на 65% за три года.

Лидерство сохранили отечественные производители прицепной техники «То­ нар», Bonum и Grunwald, на которые при­ шлось более 28% объема продаж.

На следующий год НАПИ на фоне запретительной ключевой ставки ЦБ, налоговой реформы и других экономи­ческих проблем прогнозирует даже в оптимистичном сценарии обвал про­даж новых полуприцепов на российском рынке на 16,98%, до 42 140 штук. Песси­мистичный сценарий предполагает па­дение на 21,91%, до 37 250 единиц. Одна­ко продолжающийся уход иностранных производителей позволяет российским заводам наращивать выпуск техники. Соответственно, растет их потребность в автокомпонентах, в частности осевых агрегатах, которые пока в России произ­водятся в ограниченном количестве.

Российская ассоциация производи­телей специализированной техники («Росспецмаш») оценивает нынешнюю емкость рынка примерно в 120 тыс. осе­вых комплектов в год, но из них непо­средственно в России производятся не более 40 тыс. «Дефицита на рынке как такового нет, есть ограничения по осям, не соответствующим 719­му постановле­нию», — поясняет заместитель директо­ра «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Проблемы локализации

В 2015 году Минпромторг принял по­ становление № 719, в котором установ­лены критерии для признания промыш­ленной продукции как произведенной в России.

Согласно постановлению, с 2025 года 70%, а с 2026 года 80% автокомпонентов для грузовой прицепной техники долж­ны быть российского производства. Для внесения в реестр Минпромторга про­изводители получают баллы за каждый компонент отечественного производ­ства, что дает им доступ к различным го­сударственным программам поддержки, позволяющим возвращать из бюджета утилизационный сбор, оформлять льгот­ный лизинг, возвращать часть процентов по кредитам, компенсировать средства из Фонда социального страхования.

Суммы довольно существенные. С 1 января ставка утилизационного сбо­ра для прицепов и полуприцепов уста­новлена на уровне 1,32 млн рублей за единицу техники, вместе с НДС она со­ ставит почти 1,5 млн рублей. Учитывая, что шторный полуприцеп Grunwald на сайте компании стоит от 3,9 млн рублей, а немецкий Krone можно найти за 5,15 млн рублей, расходы получаются значи­тельные. Учитывая, что средняя цена на полуприцеп, по данным НАПИ, сейчас составляет 6 млн рублей, расходы по­лучаются значительные.

Естественно, производители заинте­ресованы в максимальной локализации своих производств, в зависимости от уровня которой (50 или 70%) им могут быть дифференцированно компенсиро­ваны затраты на утильсбор.

«Возможность получения мер государ­ственной поддержки в виде льготного лизинга для потребителей и промыш­ленной субсидии на возврат утилизаци­онного сбора все больше стимулирует заводы локализовывать производство», — считает Вячеслав Пронин. «Учитывая экономический кризис, требования ло­кализации по лизингу в этом году могут быть снижены», — добавляет он.

Самую большую проблему для лока­лизации представляют осевые агрегаты, на долю которых приходится значитель­ная часть стоимости всего полуприце­па. Например, оси в России производит крупнейший производитель прицепов и полуприцепов завод «Тонар», который еще в 2023 году сумел довести уровень локализации продукции до 70% и про­ должает его наращивать. «Тонар» полно­стью обеспечивает свои потребности в осях, реализуя небольшие объемы внеш­ним потребителям. При этом увеличи­вать производство именно осей отдельно от основного производства «Тонар» не собирается, говорит генеральный дирек­тор предприятия Денис Кривцов. Такой же политики придерживается чебоксар­ское предприятие «Сеспель», которое тоже обеспечивает осями только свои полуприцепы.

Но «Тонар» и «Сеспель» скорее исклю­чения. В основном российские произ­водители прицепной техники не произ­водят осевые агрегаты, а закупают их в других странах вместе с комплектую­щими, металлом или лакокрасочными материалами. После ухода с рынка европейских поставщиков многие стали приобретать комплектующие из Китая. И так продолжалось бы и дальше, если бы не ужесточающиеся требования по локализации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры_с_разумом Игры_с_разумом

Как нейросети меняют гейм-индустрию

ТехИнсайдер
Не по накатанной Не по накатанной

Психолог Ирина Ковалева о том, как пережить выходные с подростком

Weekend
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Машина для февраля Машина для февраля

Почем автомобили для российской зимы

Деньги
Мне надо подумать Мне надо подумать

Какие признаки могут остановить от совместной жизни «в горе и радости»?

Лиза
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Взболтать, но не смешивать Взболтать, но не смешивать

К чему ведет легализация криптовалют

Деньги
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях

Подборка книг, которая изучает зависимости с разных сторон

Psychologies
Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться» Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться»

«Вернувшись из экспедиции в Индию, я не представляла, как существовать дальше»

Коллекция. Караван историй
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной

Все про бескамерные шины: чем отличаются, плюсы и минусы, стоит ли покупать

РБК
Ледяные колокольчики Ледяные колокольчики

Что это за ледяные колокольчики, в изрядном числе свисающие над водой?

Наука и жизнь
Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу» Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу»

Если бы не он, не бывать мне артисткой. Соломин стал моим ангелом-хранителем

Коллекция. Караван историй
Берем за пример Берем за пример

6 биографических фильмов, которые замотивируют на успех

Лиза
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
На Марсе нашли протяженные прибрежные осадочные отложения древнего океана На Марсе нашли протяженные прибрежные осадочные отложения древнего океана

Хотя поверхность Марса сухая, многие особенности рельефа ― древние речные дельты

N+1
Танго втроем Танго втроем

Спектакль-кабаре — так определил жанр своей новой постановки Пётр Шерешевский

OK!
Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер» Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер»

В чем сила Анастасии Толокновой в кондитерском искусстве

Bones
Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя

Что делать внутри пустого гнезда, когда дети выросли? Жить в радость!

Psychologies
«Карьера так коротка, что хочется выступать там, где мое мастерство ценится» «Карьера так коротка, что хочется выступать там, где мое мастерство ценится»

Танцовщик Матьё Ганьо прощается со сценой

Weekend
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
Дорогие удовольствия Дорогие удовольствия

Можно ли назвать косметику долгосрочной инвестицией

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении