Тень опричника
Как город Александров несколько раз оказался столицей
В начале февраля 1565 года, 460 лет назад, царь Иван Васильевич, которого тогда еще не величали Грозным, сменил не профессию, но государственное устройство: явившись в Москву из Александровой слободы, он объявил опричнину. Александрова слобода — нынешний Александров — и стала опричной столицей. Как и полагается столицам, бывшим и нынешним, Александров хранит память о прошлом, и чтобы прикоснуться к ней, достаточно выходного дня.
Иван Васильевич меняет прописку
В декабре 1564 года царь с семьей и домочадцами покинул Московский Кремль и отправился на богомолье — да так и не стал возвращаться, остался в Александровой слободе. Отсюда он в январе объявил боярам об отречении. Сюда бояре в страхе перед народными волнениями прислали посольство — просить царя смилостивиться и остаться на троне.
Царь вернулся — и объявил опричнину. Слово «опричь» в русском языке середины XVI века не имело зловещего значения и означало буквально «кроме». Разделил государство на две области: в одной (собственно опричнине) самовластно правил сам, другой (земщиной) — вроде как заведовали бояре. Но суть была в том, что никто из бояр не мог больше чувствовать себя хозяином своим вотчинам, дому, семье и собственной голове. Любой мог быть схвачен, разорен, брошен в застенок, подвергнут пыткам и казнен — иногда вместе с родней и слугами. Только поименный список замученных и казненных превышает 4 тысячи имен; кроме них историки говорят о множестве различных прямых и косвенных потерь от «опричного разорения».