RR Люкс.Личности.Бизнес.Стиль жизни
Отели как лучше
Андрей Шемякин, основатель SEA Company, одной из крупнейших PR и консалтинговых компаний в России, рассказал об особенностях российского туристического бизнеса и о не самых очевидных направлениях для самых взыскательных путешественников
![](https://cs.kiozk.ru/content/aep/7br/dnf/wnid6xr1juwymqbpx0qlrtw/art/102630/u2kkxn64.jpg?v=1&temp_url_sig=BU0u8HUicuIO1c1fPUcMEg&temp_url_expires=1739367347)
О гостиничном бизнесе
Глобально гостиничного бизнеса пока что в России в полном объёме нет. Потому что гостиничный бизнес — это всё-таки чисто финансовая модель, то есть сначала он бизнес, а уж потом — гостиничный. Вы инвестируете в отдельные квадратные метры и рассчитываете на возврат инвестиций (ROI), и неважно, кем будут управляться эти метры — Hilton, Radisson или ИП «Серёгин»: главное — получать запланированный доход. Так это работает по всему миру, а в России пока только появляется. У нас либо крупнейшие сети владеют и управляют своими же отелями на 100%, либо популярный у российских инвесторов формат аренды отелей, которым занимается ZONT Hotel Group. Третий, наиболее распространённый вариант — индивидуальные проекты, это скорее «проект для души» в руках собственника. У индивидуальных отелей всегда свои особенности, у большинства таких проектов очень долгий ROI — до 20-30 лет. Поэтому и в продажах, и в продвижении у них всё строится на крайне специфическом подходе, при котором невозможно выстроить стандартную матрицу.
О российских отельерах
Правильнее говорить об инвесторах, а не об отельерах, потому что отельер обычно погружён в операционную деятельность, а инвестор — это зачастую бизнесмен, у которого есть основной бизнес, но по какой-либо причине ему досталась хорошая локация, и он решил открыть отель. В таком случае отели создаются по двум принципам. Первый называется «в нашем городе нет ничего приличного»: условно говоря, некуда поселить партнёров и других своих гостей, прибывающих в город по делу или на выходные. Второй принцип — «моё место силы»: я здесь вырос и хочу, чтобы в этих местах было круто. В 99% случаев действительно делают круто, это не слова на ветер. Но через какое-то время после громких открытий с разрезанием ленточек все приходят к тому, что продаж и заполнения отеля нет, нужен пиар.