Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБКДизайн

Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой и формой бутылки, как именно дизайн влияет на восприятие и вкус продукта, а также какие тренды в российском виноделии сегодня формируют имидж вина — узнали у винных экспертов

Текст: Вероника Кандаурова

Традиционалисты и бунтари

Среди мировых трендов в создании этикеток можно выделить несколько основных: минимализм и чистота линий (простые, элегантные этикетки с акцентом на названии бренда и сорте вина), экологичность (использование переработанной бумаги и натуральных красок), акцент на локальность (большее внимание на самой винодельне, терруаре, методе производства).

Российские виноделы активно следят за мировыми трендами в дизайне винных этикеток, но при этом сохраняют индивидуальность. Впрочем, не всегда попытку подчеркнуть локальность можно назвать удачной. «Сейчас можно выделить два основных тренда, — говорит Валерия Труфакина, редактор Simple Wine News и эксперт рейтинга «Лучшие российские вина по версии SWN». — Первый — максимум информации на этикетке без ее перегруженности. Самый интересный образец последнего времени здесь — этикетки шампанского Valentin Leflaive. Второй мировой тренд — художественные этикетки, подразумевающие большое вино. Но у нас пока с большими винами негусто, зато все еще большое количество «старообрядческих» вариантов этикеток. Есть такие, где три языка и пять затейливых шрифтов с дизайном «это я сам нарисовал».

Печатать настоящие картины на винных этикетках в мире стали сравнительно недавно. В середине прошлого века одними из первых, кто ввел такую моду, были Ротшильды: с 1945 года на этикетках разных винтажей Château Mouton Rothschild можно увидеть работы Шагала, Пикассо, Дали, Уорхола. В 2020 году винный дом «Абрау- Дюрсо» в рамках празднования своего 150-летия выпустил очередную серию ограниченных релизов (раньше над их этикетками работали в том числе Павел Пепперштейн и Эрик Булатов) и пригласил Андрея Бартенева придумать юбилейную этикетку винтажного брюта «Империал».

Несомненно, доля дизайнерских этикеток растет, и самые заметные встречаются у петнатов. Виноделы стремятся подчеркнуть, что их вино отличается от общепринятого на рынке, и через дизайн этикетки обращают внимание на свои бутылки. Здесь стоит отметить винодельню «Собер Баш» и ее линейку «Грани» (Grani Collection). Этикетки здесь отражают редкие сорта, интересные приемы винификации: квеври, углекислотная мацерация, оранжевые вина, гиперэкстракция. Вина производятся в небольших количествах, а стилистика год от года может значительно меняться. Этикетки оформляет художница из Ростова-на-Дону Ульяна Пучеглазова.

Есть и «ностальгическое арт-направление». Светлана Ломсадзе, эксперт vino.ru, вспоминает винодельню One Barrel: «Обожаемый мною Дмитрий Маслов продолжает исполнение лицевой этикетки из винтажных советских обоев, это уже фирменный стиль».

По мнению Валерии Труфакиной, не менее популярными сегодня можно назвать этикетки с изображением дерева или домика. Тренд, который пока у нас не прижился, — персонифицированные этикетки. Например, вина Вадима Бердяева выпускают с изображением самого Бердяева. «Общественность поделилась на две неравные доли «нравится / не нравится», и большинство осуждает его за нескромность. Поэтому этот дизайн в люди не пошел, хотя он мог бы быть интересен, на мой взгляд, из-за художественности этикеток, — рассказывает Труфакина. — Из самых удачных нынешних дизайнерских этикеток с четко выраженной концепцией и узнаваемым стилем я выделю «Галицкий и Галицкий» с его лаконичной книгой».

Новые взгляды на этикетку часто встречаются и у маленьких виноделен: например, семейная винодельня Belmas названия своих сортовых вин обозначила по принципу символов элементов таблицы Менделеева.

От винта!

Если этикетки могут становиться полем для экспериментов, то пробки и бутылки должны отвечать целому ряду технических критериев. В мире все больше виноделен переходят на винтовые крышки (screw cap) или синтетические пробки, особенно для молодых вин. Это удобно и отвечает экологической повестке. Для выдержанных вин сегодня становятся популярны пробки из премиального корка или пробки, состоящие из прессованного корка с натуральной поверхностью. Но пробковый дуб не растет в России, поэтому пробки приходится заказывать в Португалии или Испании. Из-за логистических сложностей поставки задерживаются, и виноделам приходится искать новые варианты.

«Потребитель не почувствовал никаких изменений, поскольку все осталось по-старому, — отмечает Валерия Труфакина. — Часть виноделен продолжает использовать плохие пробки, которые быстро портят вино, но часть все-таки предпочитает потратиться на хорошие композитные корковые пробки. И я желаю подавляющему большинству наших виноделов побыстрее перейти с тихими винами на винтовые пробки, потому что у нас есть свои качественные производства».

Дмитрий Мережко, автор и редактор изданий Simple Wine News и Fine & Rare Wine, сайта swn.ru, телеграм-канала drinkadvisor, добавляет: «В укупорке не так просто придумать какие-то новшества, поскольку пробки в России только-только начинают производить. Переход на винтовые крышки также не самая простая задача, поскольку требует специальных горлышек под винт, соответственно, введение новых крышек может потребовать изменения в производстве бутылок».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Синдром отмены: симптомы, сколько длится, признаки и лечение Синдром отмены: симптомы, сколько длится, признаки и лечение

Разбираем основные признаки синдрома отмены и сколько он длится

Psychologies
«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
Оно нам надо? Оно нам надо?

Самые популярные вопросы на тему инъекций для снижения веса

VOICE
Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить

Что необходимо знать выезжающим на платные дороги в России водителям?

РБК
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
Человек-оркестр Человек-оркестр

Из чего строится рабочий день бренд-шефа, который ведет несколько проектов?

Bones
Не по накатанной Не по накатанной

Психолог Ирина Ковалева о том, как пережить выходные с подростком

Weekend
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
«Это был последний шанс изменить жизнь»: история наркозависимого, которому удалось «соскочить» «Это был последний шанс изменить жизнь»: история наркозависимого, которому удалось «соскочить»

История Романа Аджиева, который сумел побороть свою зависимость

Psychologies
Арт-психология Арт-психология

Что о внутреннем состоянии могут рассказать спонтанные рисунки

Лиза
Шаги раскаяния Шаги раскаяния

Как отпустить себя из вины и пройти шаги к раскаянию

Psychologies
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде

Что мешает медикам и «технарям» понять друг друга?

Forbes
Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
Тройная радость Тройная радость

Маша Миногарова, Аня Pokrov и Яна Пилецкая раскрывают души, планы и косметички

VOICE
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
Спонтанные мысли людей делятся на четыре основных типа Спонтанные мысли людей делятся на четыре основных типа

Чем спонтанные мысли людей отличаются друг от друга?

ТехИнсайдер
Белые дороги и черные тюльпаны Белые дороги и черные тюльпаны

Как французский предприниматель стал «настоящим калмыцким мужиком»

Вокруг света
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Заново начать Заново начать

Стас Пьеха откровенно об обидах, зависимостях, понимании себя и прощении

Psychologies
Французский зонтик Французский зонтик

Зачем Франции разворачивать в ФРГ свое ядерное оружие?

Ведомости
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Открыть в приложении